Татьяна Мажарцева
Конспект занятия по речевому развитию «Сказку вспомнить нужно»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Сказку вспомнить нужно"
Цель занятия : активизация познавательной и речевой активности и закрепление знаний, умений, навыков.
Задачи:
Формировать связную речь детей. Развивать воображение необходимое для воплощения замысла, формировать умение работать коллективно.
Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок. Активизировать словарь детей.
Воспитывать любовь к народному творчеству, восприятие литературных героев в разнообразных проявлениях. Воспитывать у детей любовь к природе, желание оказывать помощь.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Время работы: 25 - 30 минут.
Материалы: театральные куклы: Жихарка, Емеля, Петрушка, Буратино, Красная Шапочка; игра «Узнай по профилю» (силуэты профилей персонажей различных сказок); геометрические фигуры; театральные куклы к сказке «Теремок»; строительный материал (конструктор); сундучок с сюрпризом; 5 лепесточков; мольберт, магнитная доска; конверт; середина цветка; замочек ключик.
Ход занятия
Дети входят в группу, где их встречает сказочница Марья (воспитатель в русском народном костюме).
Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки! Я сказочница Марья, а вы попали в сказку. Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам, где встретимся с разными сказочными героями. И так мы отправляемся в путь.
Дети замечают сундучок.
Воспитатель: Дети, посмотрите, волшебный сундучок, но там замочек. А вот и записка, ее оставили добрые друзья. (Воспитатель читает записку) Они пишут, что в сундучке есть сюрприз, но чтобы открыть сундучок нужно немного потрудиться. Так как ключик спрятан в волшебном цветке, нам нужно найти этот цветок и собрать лепестки, а собрать лепестки мы сможем если выполним все задания. И так вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся на поиски.
Дети подходят к первому мольберту, на котором сказочный герой – Жихарка (театральная кукла) Воспитатель узнает у детей знают ли они этого героя. Воспитатель озвучивает куклу.
Воспитатель: Ребята посмотрите кто этот сказочный герой? Да это же Жихарка! Дети скажите, а какой Жихарка? (смелый, находчивый, маленький, да удаленький) удалец одним словом. Вспомните,как закончилась сказка?
(по доброму, он сам избавился от лисы). А кто эту сказку написал? (её сочинил народ-это русская народная сказка).
Жихарка: Я очень рад, что вы меня узнали, а сможете ли вы узнать других сказочных героев, которые сегодня у меня в гостях?
Дети: Да.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Узнай по профилю». Дети должны назвать героя сказки и как эта сказка называется. (Буратино- «Золотой ключик»; Чипполино-«Приключения Чипполино»; Фея, девочка и тыква-«Золушка»; лесные жители и гриб-«Под грибом»;Баба- Яга-«Гуси-лебеди»; девочка с корзиной в ней пирожки для бабушки-«Красная шапочка». «Русалочка».
Жихарка: Дети, я очень рад, что вы так хорошо знаете сказочных героев. За это я дарю вам лепесток от волшебного цветочка. А я с вами прощаюсь. До встречи.
Дети прощаются с Жихаркой и подходят к магнитной доске. Следующий сказочный герой – Емеля. Воспитатель также озвучивает куклу.
Емеля: Ой, здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки, как хорошо, что вы ко мне заглянули. И сколько вас много один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь и девять, десять. А чтобы вы меня узнали я загадаю вам загадку: Уплетая калачи, ехал я на печи прокатился по деревни и женился на царевне.
Дети: Емеля. !
Емеля: Дети, я рад, что вы меня узнали. Я надеюсь, что вы знаете многих сказочных персонажей и умеете считать.
Воспитатель объясняет правило игры, нужно отгадать сказку и выложить на магнитной доске столько геометрических фигур, какое число есть в названии сказки. Воспитатель проводит игру.
Воспитатель:
Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три поросенка.)
Воспитатель предлагает детям выложить на доске столько кружочков, сколько поросят в загадке.
Возле леса на опушке, есть деревянная избушка,
Там три стула, и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя.)
Воспитатель предлагает выложить на доске столько квадратов, сколько медведей в этой загадке.
Он и весел, и незлобен, этот милый чудачек.
С ним хозяин – мальчик Робин, и приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник, и на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник, медвежонок… (Вини – Пух.)
(Три друга.)
Воспитатель просит выложить столько треугольников, сколько друзей в этой загадке.
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
Приходи к нему лечиться, и корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица!
Всех излечит, исцелит, добрый Доктор… (Айболит.)
(Пять зверей.)
Воспитатель просит детей выложить прямоугольники, в таком количестве, сколько зверей в загадке. Емеля хвалит детей и дает им еще один лепесток.
Емеля: Какие вы молодцы и умнички за это вам даю лепесток от волшебного цветка. Я был рад вас видеть, но пора прощаться. Доброго вам пути!
Дети прощаются с Емелей и встречают следующего героя. Следующий герой – Петрушка. Воспитатель озвучивает куклу.
Воспитатель: Ребята смотрите, а здесь нас ждёт Петрушка. Наверное, он для нас приготовил сложное задание.
Петрушка: Привет друзья, а вот и я присядь-те ка на стульчики послушайте загадки. А загадки не простые а загадки озорные о сказочных героях которых знаешь ты.
Он предлагает отгадать загадки о сказочных героях.
Не лежалось на окошке, покатилось по дорожке.
(Колобок.)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода,
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка.)
Ах, ты Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко…
(Петушок – золотой гребешок.)
А дорога – далека, а Козина – нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(Маша и медведь.)
По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
(По щучьему велению.)
Петрушка: Как вы ловко справились с моими загадками. Молодцы отлично знаете сказки за это вот вам лепесток. До свидание ребята.
Дети: До свидания Петрушка.
Дети идут дальше и встречают Буратино. Звучит весёлая музыка. Воспитатель одевает куклу и озвучивает её. Буратино предлагает детям провести физкультминутку.
Буратино: Ой, ребята как хорошо, что вы зашли я как раз собирался немного размяться и сделать зарядку. Хотите тоже со мной?
Дети: Да!
Буратино – потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Дети выполняют движения согласно тексту.
Буратино: Я так давно не занимался физкультурой, что-то засиделся я на полке. Спасибо ребята, что согласились со мной, а то мне одному как-то скучно было. И за это вот возьмите лепесток.
Буратино прощается, дает еще один лепесток. Дети продолжают путешествие, под музыкальное сопровождение воспитатель читает отрывок из сказки Красная Шапочка. Дети отгадывают название сказки и встречают Красную Шапочку. Воспитатель так же озвучивает куклу.
Воспитатель: Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке :
- Сходи-ка, доченька, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла, да узнай, здорова ли она.
Собралась девочка и пошла к бабушке в другую деревню. Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.
Очень захотелось ему съесть девочку, да только он не посмел – где-то близко стучали топорами дровосеки. Облизнулся волк и спрашивает :
- Куда ты идешь, девочка?
А девочка ещё не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с волком и говорит:
- Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.
- А далеко ли живет твоя бабушка? – спрашивает волк.
- Довольно далеко, - отвечает девочка.
- Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.
- Ладно, - говорит Волк, -я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Сказал это Волк и побежал что было духу по самой короткой дорожке.
Ребята отгадайте, из какой сказки этот отрывок?
Дети: Красная Шапочка.
Воспитатель: А кто написал эту сказку?
Дети: Французский писатель Шарль Перро.
Красная Шапочка: Я рада встречи с вами. А что это вы здесь ходите?
Дети: Мы попали в вашу сказочную страну, потому что знаем много сказок. Красная Шапочка: А вы знаете сказку про домик, в который поселились лесные жители? Как она называется?
Дети: Знаем. Эта сказка называется «Теремок».
Красная Шапочка: Хорошо, сейчас мы вместе вспомним эту сказку.
Красная Шапочка: Как начинается сказка «Теремок»?
Дети: Стоит в поле Теремок.
Красная Шапочка: Кто первый обнаружил домик?
Дети: Мышка-норушка.
Красная Шапочка: Она постучалась и что спросила?
Дети: Терем-теремок кто в Тереме живёт?
Красная Шапочка: И что ей ответили. Ничего. Оказалось,что в домике никого нет. Кто же следующий нашёл домик?
Дети: Лягушка.
Красная Шапочка: Что спросила Лягушка-квакушка?
Дети: Терем-теремок кто в Тереме живёт?
Красная Шапочка: И кто ей ответил?
Дети: Мышка-норушка и пригласила её жить с ней.
Красная Шапочка: После Лягушки кто к Терему пришёл?
Дети: Зайка-побегайка.
Красная Шапочка: Вот и Зайка-побегайка поселился в Теремке. Кто следующий пришёл к домику?
Дети: Лисичка-сестричка.
Красная Шапочка: После Лисички к Теремку пришёл, кто?
Дети: Волчок-серый бочок.
Красная Шапочка: И Волчок поселился в Теремке. Ну и последний к Теремку пришёл, кто?
Дети: Медведь косолапый. Позвали звери и медведя к себе жить.
Красная Шапочка: И что же из этого вышло?
Дети: Полез медведь на Терем, и он развалился.
Воспитатель: Ребята, смотрите герои этой сказки плачут, а на ковре лежат обломки Теремка. Давайте поможем зверятам построить новый теремок.
Красная Шапочка: Ребята, какие вы молодцы и сказку вспомнили и Теремок помогли построить. Скажите, а чему учит эта сказка?
Дети: Учит тому, что нужно дружить и помогать друг другу.
Красная Шапочка: Правильно и за то что вы такие дружные я даю вам лепесток. А вот эта тропинка приведёт вас к волшебному цветку. Прощайте ребята.
Дети прощаются. Воспитатель обращает внимание детей, на тропинку которая ведёт к большому кусту,где растёт серединка от волшебного цветка, который они ищут. Помогает детям вставить лепестки, после чего достает из серединки ключик от сундучка.
Воспитатель: Дети смотрите какой большой куст а рядом растёт волшебный цветок который мы ищем только он без лепестков. Нам нужно вставить лепестки в серединку и произойдёт чудо! Это ключик от сундучка!
Дети открывают сундучок и находят там сладости.
Воспитатель: Ну, вот дети наше путешествие по сказкам подошло к концу и за то, что вы справились со всеми заданиями в сундучке лежат для вас сладости.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше сказочное путешествие? Что понравилось больше всего? А что вам запомнилось?Ответы детей.