Мениря Хайрова
Конспект занятия по речевому развитию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы».
Программное содержание: Закрепить знания детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском и женском родах, глаголов от звукоподражаний. Учить образовывать существительные во множественном числе. Развивать мышление - умение сравнивать, выделять, обобщать. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к птицам, желание им помогать. Создать благоприятную доброжелательную атмосферу на занятии.
Словарная работа: существительные - снегирь, клёст, свиристель, галка, синица, корм, семена, зерно; прилагательные - желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы - каркает, трещит, стрекочет, чирикает.,
Предшествующая работа: рассматривание картин, книг, открыток, иллюстраций с изображением птиц, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, составление описательных рассказов по картинкам, изготовление кормушек для птиц, кормление птиц, наблюдения за птицами.
Оборудование: картины с изображением зимующих птиц, разрезные картинки с зимующими птицами
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я вошла в группу, я нашла вот этот конверт. Давайте откроем и посмотрим, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим. (Воспитатель загадывает загадки). При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.
1. В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Назови его скорее
Кто там скачет? (воробей).
2. Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика, (синица)
3. Грудка ярче, чем заря
У кого? (У снегиря.)
4. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее. (ворона)
5. Всех я за день навещу
Все, что знаю растрещу (сорока)
6. Скоком - боком, боком - скоком
Ходит птица мимо окон,
Пёрышки взъерошены,
Снегом припорошены.
Что-то ищет, что-то хочет
И по-своему лопочет (галка)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки правильно отгадали. А про кого эти загадки?
Дети: про птиц?
Воспитатель: Про каких птиц?
Дети: Про зимующих.
Воспитатель: А почему их называют зимующими?
Дети: Потому что они не улетают на юг, а остаются зимовать в наших краях.
Воспитатель: Почему они не улетают, как перелетные?
Дети: у них теплое оперение и они могут выжить в холода
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что есть общего у этих птиц?
Дети: Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвостик.
Воспитатель: Молодцы. А чем они отличаются?
Дети: Размером, окраской оперенья, формой клюва.
Воспитатель:Ребята,как живётся птицам зимой?
Дети:Трудно-голодно и холодно.
Воспитатель: Почему?
Дети:Снег укрыл землю, зёрнышек не найти.
Воспитатель:Правильно,поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети:Покормить их.
Воспитатель: А чем люди кормят птиц?
Дети:Семечками,крупой,крошкой,салом.
Воспитатель:А сейчас мы поиграем в игру «Один- много»
Зимой прилетает один воробей? – нет, много воробьёв
Зимой прилетает один снегирь? – нет, много снегирей
Зимой прилетает одна ворона? – нет, много ворон
Зимой прилетает одна галка? – нет, много галок
Зимой прилетает одна синица? – нет, много синиц
Зимой прилетает одна сорока? – нет, много сорок
Игра «Кто улетел?» (дети закрываю глаза, воспитатель убирает одну из картинок с птицей, дети открывают глаза и называют, кого нет)
Нет синицы, нет вороны, нет снегиря и т. д.
Воспитатель:. Молодцы! А сейчас давайте все вместе отдохнем.
Физкультминутка :
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья сложили назад.
В. – Ребята, подскажите мне пожалуйста, если у сороки белый бок, то она какая?
Белобокая.
В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая?
Желтогрудая.
В. - Если у снегиря красная грудь, он какой?
Красногрудый.
В. - Если у вороны черное крыло, то она какая?
Чернокрылая.
В. - Как подает голос ворона?
Кар - кар.
В. - Значит, она что делает?
Каркает.
В. - Как подает голос синица?
Синь - синь - синь.
В. - Что она делает?
Свистит или синькает
В. - Как подает голос воробей?
Чик-чирик.
В. - Что он делает?
Чирикает.
Воспитатель: А в следующем задании, ребята надо исправить ошибки в предложениях.
Чёрный ворона-чёрный ворон или черная ворона.
Сорока сидел на заборе- сорока сидела на заборе
Ворона чирикала на солнышке- воробей чирикал на солнышке
Снегирь клевал хлеб- снегирь клевал ягоды рябины
Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте внимательно небольшой рассказ про снегиря и ответьте на вопросы.
Снегирь.
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
По Ю. Дмитриеву
Вопросы:
1. Как выглядят снегири.
2. Когда появляются в наших местах снегири?
3. Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (свиристель, клёст)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, для вас ещё одно задание. У вас на столах лежат разрезные картинки, на которых изображены птицы. Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица. (дети работают в паре)
Воспитатель: Какие вы молодцы, все справились с заданием.
Итог. Оценка деятельности детей.
- О каких птицах мы с вами сегодня разговаривали? (О зимующих.)
- Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.
- Как люди должны помогать птицам? Почему? (делать скворечники, кормушки, кормить или подкармливать).