Татьяна Хохлова
Безопасность на льду. Конспект занятия по речевому развитию для детей 5–6 лет по сказке «Волшебные вороны» Т. Шорыгиной
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию для детей 5-6 лет
«Чтение сказки Т. Шорыгиной «Волшебные вороны» о безопасности на льду».
Цель: приобщение детей к культуре безопасности, расширение знаний о безопасности на водных объектах через ознакомление с авторской литературной сказкой Т. Шорыгиной «Волшебные вороны».
Задачи:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, культуру безопасности жизнедеятельности детей через повествование героев авторской сказки.
2. Развивать способность сопереживать героям сказки, умение анализировать поступки героев.
3. Познакомить детей с новой сказкой. Формировать умение внимательно слушать литературное произведение и отвечать на вопросы по содержанию.
Материал и оборудование: картинки «Меры предосторожности и правила поведения на льду», альбомные листы, фломастеры.
Ход занятия:
- Ребята, может быть, вам приходилось мчаться на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки или озера? Если стоят сильные морозы, и лед на водоеме толстый и прочный, то ничего страшного в этом нет. Но даже в самые трескучие морозы, находясь на льду водоема, надо соблюдать осторожность. Лед может быть непрочным около стока вод с фермы или с фабрики, около кустов и зарослей камыша и там, где болотные травы вмерзли в него. Иногда метели наносят высокие сугробы на льду. Их лучше обходить стороной, потому что под снегом лед всегда тоньше. Более тонким и непрочным он бывает и в тех местах, где в реку впадает ручей или бьют ключи.
- Представьте себе неосторожного человека, который идет по льду и вдруг слышит, что лед начал трещать.
- Как вы думаете, что следует делать?
Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу.
- Давайте представим, что кто-то хочет сократить путь и пройти короткой дорогой по льду пруда или озера.
- Как правильно это сделать?
Прежде всего, стоя на берегу, нужно мысленно наметить верный маршрут. Лучше всего идти по свежим следам людей, прощупывая дорогу палкой. Если вы идете по льду на лыжах, то крепления нужно отстегнуть, а палки держать свободно, не накидывая петли на кисти рук. Если у вас рюкзак, его лучше повесить только на одно плечо, чтобы в случае опасности сразу сбросить.
Весной, когда начинает пригревать солнышко, лед на водоемах становится рыхлым, вода просачивается сквозь него и заполняет следы, а ломается лед без треска. В конце зимы наиболее опасными становятся места возле берега и под мостами. Запомните, что на подтаивающий весной лед выходить нельзя!
- Послушайте сказку «Волшебные вороны». Написала её Татьяна Андреевна Шорыгина.
ВОЛШЕБНЫЕ ВОРОНЫ
Зимой Саша каталась на санках с крутого речного обрыва. Сани быстро мчались вниз, взметая холодные облака колючей снежной пыли, а потом, плавно скользя, еще далеко катились по льду, почти до самой середины реки.
Морозы стояли сильные, и лед на реке был прочный. Кое-где на льду сидели рыбаки, закутанные в толстые шубы и тулупы. Саша заметила, что возле одного из рыбаков постоянно крутятся две вороны.
Однажды девочка увидела такую картину: пока одна ворона скакала перед самым носом рыболова, отвлекая его внимание, другая бочком-бочком подобралась к только что пойманной мелкой рыбешке и стащила рыбку.
— Ишь, какие хитрые подружки-вороны, — подумала Саша. — Одна рыболова отвлекает, а другая — рыбку таскает.
— Дяденька, — сказала она, подходя к рыбаку, — а у вас ворона рыбку стащила.
— Да мне не жалко, — добродушно ответил тот. — Зимой птицам корм найти трудно, вот я их и угощаю, а они добро не забывают. Придет время, и вороны меня предупредят, что на лед выходить нельзя.
— Почему нельзя? - удивилась Саша.
— А потому что весной лед на реке становится рыхлым, тонким, особенно у берега. Можно невзначай и в ледяной ванне искупаться!
Как же вороны вас предупредят? — продолжала допытываться Саша.
— А очень даже просто. Подлетят ко мне поближе и скажут: «Кар-кар-кар! Василии! Завтра на рыбалку не выходи, опасно! Можно под лед провалиться». Я их послушаюсь и на рыбалку не пойду. Подожду, когда река ото льда очистится, снег кругом растает и трава зазеленеет. Вот тогда можно снова брать удочки и идти на реку.
- Разве вороны умеют говорить? — еще больше удивилась девочка. - Вы, наверное, шутите?
Нет, не шучу, серьезно ответил Василич. — Это ведь не простые вороны, а волшебные. Они в сказочном лесу живут, с самим старичком-лесовичком дружат, а тем, кто их подкармливает, всегда помогают.
Василич махнул рукой в сторону леса. Саша заметила, что лес и вправду сказочный — заиндевелый, похожий на снежный терем.
Василич собрал удочки и ушел, а Сашенька решила, что тоже будет угощать волшебных ворон.
На другой день девочка принесла из дома большой бутерброд. Села на санки и стала крошить хлеб, а вороны тут как тут.
Саша отошла в сторонку, чтобы не мешать воронам обедать. Перекусив, умные птицы стали важно расхаживать около девочки, и вдруг одна из них подняла голову, посмотрела на Сашу и негромко сказала: «Спасибо, Сашенька, спасибо!» Другая ворона закивала головой, соглашаясь с подругой.
Девочка просто ушам своим не поверила:
Не обманул меня рыболов Василич. Вороны-то и вправду волшебные!
С тех пор она каждый день захватывала для птиц какое-нибудь лакомство.
А между тем солнце с каждым днем поднималось все выше, пригревало сильнее, и па сугробах появилась блестящая ледяная корочка. Дни стали длиннее, а па ивовых кустах у реки весело и звонко чирикали станки задорных воробышков. Лед на реке сделался рыхлым, следы к полудню наполнялись талой водой.
Однажды Саша пришла на горку и заметила, что Василича на обычном месте нет. Только девочка хотела съехать на сапках с горы, как у нее над головой закружились встревоженные вороны.
Как вы думаете, почему встревожились вороны?
Кар! Кар! Кар! — закричали они. - Саша! Сашенька! Не катайся больше с этой горки, лед на реке слабый, рыхлый, не выдержит и может проломиться, — предупредили девочку птицы.
— Хорошо, не буду, — ответила Саша. Тут веревка невзначай выскользнула из рук девочки, и сани съехали вниз с обрыва. Раздался треск, и они оказались в воде.
— Эх, мои саночки! Как теперь я их достану?
— Не волнуйся, — успокоили девочку вороны, мы тебе поможем. Ты только, смотри, на лед не выбегай, а то и сама в ледяной воде окажешься!
Вороны полетели в лес и позвали на помощь других птиц. Они дружно схватили клювами веревку и вытащили сани из воды на берег.
Саша поблагодарила птиц, посыпала им хлебных крошек и пошла домой.
— Видно, пора убирать санки до следующей зимы, — подумала девочка.
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Где Саша каталась на санках?
- С кем познакомилась девочка у реки?
- Что рассказал Саше рыболов Василич?
- Как помогли Саше волшебные вороны?
- Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы?
- Где располагаются наиболее опасные участки льда весной: у берега или на середине водоема? А в начале зимы?
- В каких местах лед может быть непрочным даже в сильные морозы?
- Повторим Правила Безопасности на льду:
Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.
Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы со звонким хрустом и треском. Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.
Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь.
Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.
Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы — участки возле берега.
Запомните, что менее прочным лед бывает там, где:
- наметены сугробы;
- растут кусты;
- трава вмерзла в лед;
- бьют ключи;
- быстрое течение;
- в реку впадает ручей;
- в водоем попадают сливные воды с фермы или фабрики.
- Молодцы, ребята!
- А теперь, немного отдохнем, около своих стульев все встаём!
Физкультминутка
Вот под ёлочкой зеленой
(Встают, изображают елочку)
Скачут весело вороны:
(Прыжки на одной ноге, потом на другой ноге).
Кар-кар-кар! (Произносят громко).
Целый день они летали (Машут руками как крыльями)
Саше на лёд выходить не давали.
Кар-кар-кар!
(Произносят громко, выполняя хлопки в ладоши над головой).
Только к ночи умолкают,
(Ходьба на месте).
Вместе с нами засыпают
(Ладони под щёку - засыпают).
Ш-ш-ш (Садятся на стулья с выдохом).
- Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?
- Кто ее написал?
- Чему она вас научила?
- Ребята, предлагаю вам стать художниками-иллюстраторами, нарисовать картинки к этой сказке для оформления книги.
Дети рисуют. Если не успевают, то заканчивают в свободной деятельности.