Елизавета Сухорукова
Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
▼ Скачать
Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
Образовательная: Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе, Составление рассказа по сюжетной картине „Настоящий друг“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Развивающая : Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.
Воспитательная: Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.
Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов.
Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте дети, сегодня мы с вами на занятии будем говорить о дружбе и я приглашаю вас в страну, которая называется "Дружба".
- Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно найти половинки разноцветных кружков на полу, каждый из вас с помощью своей половинки найдет другую половинку, т. е. своего друга.
Проводится игра «Найди друга»
Дети ищут своего друга с помощью половинки круга.
Воспитатель - молодцы ребята, вы быстро справились с заданием, все нашли своих друзей, а теперь рассаживайтесь на стульчики.
-ребята, ответьте на мой вопрос: "Вы умеете дружить? У вас есть друзья в группе? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге.
(Рассказы детей.)
Воспитатель - Какие вы умнички, я вижу, что вы действительно умеете дружить и с добротой и уважением рассказываете о своих друзьях.
- Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно?
Сейчас я его прочитаю.
Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Паша. Паша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Паша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»
- Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.
- Подходите к картине для того чтобы внимательней ее рассмотреть.
Воспитатель задает вопросы по картине :
1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?
Дети. - Это было летом, потому, что дети одеты по летнему.
2. Где находятся ребята?
Дети. - Ребята находятся во дворе.
3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда?
Дети. - Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.
4. Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу?
Дети. - Она наверное бежала и споткнулась, упала на асфальт.
5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете?
Дети. - Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь.
6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице?
Дети. - Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать йодом, зеленкой.
7. Что может случится, если вовремя не обработать рану?
Дети. - Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.
8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Паша Оле?
Дети. - Паша предложил Оле свою помощь: отвести ее домой).
9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку?
Дети. - на багажник, на раму.
10. Как поступил Паша?
Дети. - Хорошо, правильно, замечательно.
11. Как можно назвать такого мальчика?
Дети. - Паша - настоящий друг.
Воспитатель: - Правильно ребята, Паша - настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь, отвезти Олю домой.
- Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?
Дети. - Того, кто приходит другому человеку на помощь
- не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне.
Воспитатель: - Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь.
- Ребята, а настоящий друг, каким должен быть?
Дети. - Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым.
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встаем в круг.
Физминутка
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед)
Влево вправо повернитесь,
И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо)
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх)
С этим лучиком в груди (руки прижать к груди)
Ты на мир ясней гляди.
- А теперь рассаживайтесь на свои места, но не забывайте быть вежливыми в отношении друг друга, мальчики пропускают девочек.
Воспитатель: - Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом вы расскажите об этих ребятах, что с ними произошло.
Образец рассказа :
Стоял теплый летний день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» Оля. Оля, убегая от «кошки» — Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!
Воспитатель: - Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, то не забывайте дать название рассказу;
- Расскажите о том, когда это произошло? Где? Как девочка могла поранить ногу?
Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга?
- Где живут мальчик и девочка: в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города?
- От чего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды?
- Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку?
- Что ответила ему девочка?
- Куда мальчик предложил довести девочку? почему?
- Стоит ли ей соглашаться? Почему?
- Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему?
Дети составляют свои рассказы по опорным словам (девочка – споткнуться - упасть; девочка - поранить - нога; ранка - течь - кровь; мальчик - подъехать - велосипед; мальчик – предложить – подвезти - девочка; девочка – сесть - багажник; девочка - благодарить - мальчик; мама - мазать – ранка - зеленка.
(Рассказы детей.)
Итог занятия.