Наталья Петровна Недбаевская
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности «Составление рассказа по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление рассказа по картине с элементами творческого рассказывания»
Образовательные задачи
1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному началу с опорой на схематичные рисунки.
2. Формировать навыки построения связных монологических высказываний, строить рассказ в соответствии с грамматическими нормами языка.
3. Активизировать словарь по теме «Весна».
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности „Составление рассказа по картине“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать воссоздающее и творческое воображение.
2. Развивать внимание, память, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложениями, внимательно слушать своих товарищей).
2. Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: картина, изображающая кульминационный момент предполагаемого рассказа, схематичные рисунки, отражающие последовательность событий.
ХОД
I. Вводная часть
Оргмомент (дети входят в группу, останавливаются вокруг воспитателя) :
- Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Дети здороваются, садятся)
В. - Ребята, прислушайтесь! Кто так тихо прошагал за окном?
Чтение стихотворения Е. Синицыной «Тише всех».
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха.
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел,
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
В. - А вы, ребята, рады приходу весны?
- Давайте придумаем предложения о весне со словами «потому что» (Мне нравится весна, потому что зеленеет трава).
В. - Можно сказать, что погода весной переменчива? В чём это проявляется?
Сюрпризный момент (Раздается стук в дверь, входит девочка в резиновых сапогах, дождевике, с книжкой в руке; девочка здоровается грустно).
В. - Почему ты грустная, Фрося? (Девочка читает стихотворение Е. Алябьевой «Дождливая погода»).
Девочка: «Я несла книжку с интересной историей, но налетел сильный ветер, вырвал из рук зонтик и несколько страниц. И я не знаю, что делать.»
В. - Ребята, вы хотите помочь Фросе? (Да)
II. Основная часть
а) Рассматривание картины (выставить)
1) Какое время года изображено на картине? Почему?
2) Кого видите на переднем плане?
3) Что надето на девочке и почему?
4) Куда смотрит девочка?
5) Кто сидит на дереве?
6) Что висит на суку рядом с вороной?
7) Какое выражение лица у девочки? (Удивленное, испуганное, растерянное).
б) Физминутка
Дождик скачет по дорожке
Как мальчишка озорной!
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой!
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли!
в) Работа по схематичным рисункам совместно с детьми, рассказ воспитателя.
«Идет дождь. В парке на дереве сидит ворона. По сторонам поглядывает, скучает. Смотрит ворона: по дорожке девочка с зонтиком идет, а рядом – собачка. На девочке-плащ-дождевик и резиновые сапожки. Думает ворона: «Вот у девочки есть и плащик, и зонтик, и резиновые сапожки. А у меня ничего нет! Тут налетел ветер и выхватил из рук девочки зонтик. Зонтик поднялся высоко над землёй, да и зацепился за ветку, на которой сидела ворона. Обрадовалась ворона…»
В. - А что произошло дальше, нам надо придумать самим.
В. - Я предлагаю такие варианты окончания рассказа :
• картинка «Какая полезная вещь зонтик» (воспитатель дает образец, дети придумывают свои истории);
• картинка «Вот папа придёт и достанет зонтик».
г) Игра «Чудесные превращения» (дети изображают скучающую ворону, ворону, которая сидит на дереве и наблюдает за девочкой, ворону, которая обрадовалась, когда прилетел зонтик).
д) Составление рассказов детьми.
е) Анализ детских рассказов.
III. Итог.
В. - Фрося, тебе понравились рассказы? Почему?
В. - Что вам помогло составить рассказы?