Ольга Гоглачева
Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР 6–7 лет по теме «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Животные жарких стран
Задачи:
- коррекционно-образовательная: дать понятие «жаркие страны», расширение словаря по теме;
- коррекционно-развивающая: упражнять в образовании относительных прилагательных, в составлении предложений по опорным вопросам и картинкам, в составлении предложений с противопоставительным союзом а, в составлении сравнительных рассказов о животных;
- коррекционно-воспитательная: развивать мышление, стереогноз, память, внимание.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР 6–7 лет по теме „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Оборудование: цветик-семицветик, мнемокартинки для составления рассказов, картинки деревьев и плодов (банан, кокос, ананас, апельсин, мандарин, лимон, картинки животных жарких стран, четыре конверта, игрушки животных жарких стран (жираф, слон, лев, тигр, чудесный мешочек.
Ход занятия:
Организационно-мотивационный этап
- Дети, сегодня у нас необычный день. Кто-то догадался почему день особенный?
- Сегодня наступила весна.
- Правильно, сегодня по календарю первый день весны. Зима закончилась и наступила весна. Но снег еще не растаял и ночью бывают сильные морозы. А нам всем уже так хочется тепла…
Поэтому, мы отправимся туда, где тепло, в жаркие страны. А поможет нам там оказаться лепесток цветика-семицветика. Как вы думаете, какого цвета лепесток нам нужен?
(Варианты ответов детей). Лепесток цвета солнца. Давайте все вместе скажем волшебные слова.
- Лети, лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались в жарких странах!
Основной этап
- Мы с вами оказались в стране, где круглый год солнце светит ярко и греет очень жарко. Здесь растут деревья совсем не похожие на наши березки, ели, сосны. В жарких странах растут пальмы. А на пальмах зреют сладкие бананы, значит это банановая пальма. А если на пальме зреет кокос, пальма какая?
- Кокосовая.
- В жарких странах растут и другие деревья с очень вкусными плодами. Как называется дерево с апельсинами? Дерево с ананасами? Мандаринами? Лимонами?
- Апельсиновое, ананасовое, мандариновое, лимонное.
- Еще раз назовите все деревья, которые растут в жарких странах.
- В жарких странах растут банановые, кокосовые, апельсиновые, мандариновые, лимонные деревья.
- Садитесь в круг на травку. Будем отгадывать загадки о животных, которые живут в жарких странах:
- Ноги длинные, но шея у него еще длиннее (Жираф).
- Африканские лошадки одеваются в тельняшки (Зебра).
- В жаркой Африке живет, отрастил большой живот. Чтобы от жары укрыться, забирается в водицу (Бегемот).
- Смотри – зеленое бревно. Лежит тихонечко оно. Но коль откроет свою пасть, от страха можешь ты упасть (Крокодил).
- Очень много силы в нем. Ростом он почти что с дом. У него огромный нос, будто тысячу лет рос (Слон).
- Молодцы! Вы все загадки отгадали правильно. Давайте пройдем и сядем на стульчики.
На доске выставляется мнемокартинка, на которой нарисованы знак вопроса и солнце.
- Каких животных жарких стран, вы еще знаете?
- Обезьяна – животное жарких стран. Лев – животное жарких стран. Носорог – животное жарких стран.
- В мешочке лежат игрушки животных, определите на ощупь количество игрушек.
- В мешочке четыре игрушки.
Ребенку предлагается достать из мешочка одну игрушку.
- Кто это?
- Это жираф.
На доске рядом с первой мнемокартинкой выставляется вторая, на которой схематично изображены части тела животного, например, зебры.
- Давайте расскажем о внешнем виде и характерных особенностях жирафа. Чем покрыто тело жирафа?
- Тело жирафа покрыто шерстью желтого цвета с темными коричневыми пятнышками.
- Какая по длине шея жирафа?
- У жирафа длинная шея.
- Что есть на шее?
- На шее короткая коричневая грива.
- Что есть на голове?
- На голове есть маленькие глаза, уши и рожки.
- Какие по длине ноги жирафа и что у него на ногах?
- У жирафа длинные ноги с копытами.
- Какой по длине хвост жирафа?
- У жирафа длинный хвост, а на конце хвоста кисточка.
Следующему ребенку предлагается достать из мешочка игрушку.
- Кто это?
- Это слон.
- Расскажи о внешнем виде и характерных особенностях слона.
- Тело слона покрыто толстой кожей серого цвета. У слона короткая толстая шея. На голове есть большие уши, маленькие глаза, длинный хобот и бивни. У слона толстые ноги с когтями. У слона короткий хвост.
Ребенок достает из мешочка игрушку.
- Кто это?
- Это лев.
- Расскажи о льве.
- Тело льва покрыто короткой шерстью желтого или коричневого цвета. На голове и шее растет длинная густая грива. У льва сильные лапы с когтями. Есть длинный хвост с кисточкой.
Последняя игрушка в мешочке.
- Это тигр.
- Расскажи о тигре.
- Тело тигра покрыто шерстью желтого цвета с темными коричневыми полосками. У тигра короткая шея, на голове маленькие глаза, уши, пасть с острыми зубами, усы. У тигра короткие лапы с когтями и длинный хвост.
- Вспомните, чем питаются эти животные. Если животное охотится на других животных, то как его называют?
- Хищное животное.
- А если животное питается травой и листьями деревьев?
- Это травоядное животное.
На доске выставляется третья мнемокартинка, на которой нарисованы трава и косточка.
- Назовите хищных животных.
- Лев и тигр – хищные животные, потому что они охотятся на других зверей.
- Назовите травоядных животных.
- Жираф и слон – травоядные животные, потому что они питаются травой и листьями.
На доске выставляется четвертая мнемокартинка, на которой нарисованы два больших круга с буквами М, П и несколько маленьких кругов.
- А теперь назовем всю семью каждого животного: маму, папу и детенышей.
- У жирафа и жирафы детеныши жирафята. У слона и слонихи детеныши слонята. У льва и львицы детеныши львята. У тигра и тигрицы детеныши тигрята.
Физкультминутка на песню «Чунга-Чанга»
- Теперь вы многое знаете о жирафе, слоне, льве, тигре. И можете составить о них рассказ. Рассказ будем составлять о двух животных, будем их сравнивать.
Ребенок берет конверт.
- Посмотри, о каком животном ты будешь рассказывать.
- О льве.
- А я буду рассказывать о жирафе. Смотрим на нашу схему-подсказку (мнемокартинки). Ты начинаешь первый.
- Лев – животное жарких стан. Жираф тоже животное жарких стран. Тело льва покрыто короткой шерстью желтого цвета. А тело жирафа покрыто шерстью желтого цвета с темными коричневыми пятнышками. У льва короткая шея, на голове и шее растет длинная густая грива. А у жирафа длинная шея с короткой коричневой гривой, на голове маленькие глаза, уши и рожки. У льва сильные лапы с когтями. А у жирафа длинные ноги с копытами. У льва длинный хвост с кисточкой. У жирафа тоже длинный хвост с кисточкой. Лев хищное животное, потому что он охотится на других зверей. А жираф травоядное животное, потому что он питается травой и листьями деревьев. У льва и львицы детеныши львята. А у жирафа и жирафы детеныши жирафята.
- Вы обратили внимание, если при сравнении животных их признаки одинаковые, я употребляла слово тоже. У льва длинный хвост с кисточкой. У жирафа тоже длинный хвост с кисточкой. А если у животных признаки разные, я употребляла слово а. У льва сильные лапы с когтями. А у жирафа длинные ноги с копытами.
Есть еще два конверта с животными. Об этих животных тоже составим рассказ.
Два ребенка выбирают конверты и составляют сравнительный рассказ.
- Слон – животное жарких стран. Тигр тоже животное жарких стран. Тело слона покрыто толстой кожей серого цвета. А тело тигра покрыто шерстью желтого цвета с темными коричневыми полосками. У слона короткая толстая шея, на голове большие уши, маленькие глаза, длинный хобот и бивни. А у тигра короткая шея, на голове маленькие глаза, маленькие уши, пасть с острыми зубам, усы. У слона толстые ноги с когтями. А у тигра короткие лапы с когтями. У слона короткий хвост. А у тигра длинный хвост. Слон травоядное животное, потому что он питается травой и листьями деревьев. А тигр хищное животное, потому что охотится на других животных. У слона и слонихи детеныши слонята. А у тигра и тигрицы детеныши тигрята.
Заключительный этап
- Загостились мы с вами в жарких странах, пора возвращаться обратно в детский сад. Отрываем лепесток и говорим волшебные слова.
- Лети, лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались в детском саду!
- У нашего цветика-семицветика остались лепестки, поэтому мы с вами еще совершим много других путешествий. А на память о сегодняшнем путешествии вам остаются фотографии-открытки о жарких странах и их обитателях, чтобы вы могли рассказать о животных своим родителям.