Тамара Охлопкова
Конспект занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Составление рассказа по картине «Зимние игры»
Цель: формирование связной речи на основе упражнения в составлении рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы и предметные картинки.
Задачи:
1. Формировать навык целенаправленного восприятия наглядного содержания картины.
2. Активизировать словарь.
2. Закреплять умение составлять предложения из трех-четырех слов.
4. Упражнять в составлении рассказа с опорой на вопросы педагога и предметные картинки.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи, Составление рассказа по картине „Зимние забавы“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
5. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, предпосылки логического мышления, диалогическую и монологическую речь, эмоциональную сферу.
6. Воспитывать культуру речи, умение слушать других.
Ход.
1. Организационный момент.
(дети стоят возле логопеда)
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Ой, я слышу какие-то звуки.
Послушайте, что это воет? (Фонограмма «Вой вьюги»). Вьюга воет.
Послушайте, что это скрипит, хрустит? (Фонограмма «Скрип снега»). Снег скрипит. Снег хрустит.
Итог: Мы слушали звуки.
2. Введение в тему.
- Когда мы можем услышать эти звуки: вой вьюги и скрип снега под ногами? Зимой.
- Мой знакомый художник – вот он (показ картинки) - нарисовал картину о зиме. Хотите увидеть его картину? 1-2-3 смотри!
(с мольберта снять занавес, на нем – картина «Зимние забавы»)
Художник просит нас придумать рассказ о том, что изображено на картине.
Итог: будем придумывать, составлять рассказ.
3. Основная часть.
(дети садятся на стульчики)
1) Созерцание картины.
- Внимательно рассмотрим картину художника, полюбуемся, пока звучит музыка.
(Фонограмма – минус из м/ф «Зима в Простоквашино» «Кабы не было зимы.»)
Итог: Вы внимательно рассмотрели картину
2) Упражнение «Кто больше увидит?» - развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
- Я снова закрою картину, а вы назовете предметы, которые изображены на ней. За каждый правильный ответ – снежинка. Снежинки я прикреплю вот сюда. (На доску над картиной).
- Посмотрим, все ли мы увидели на картине.
(Логопед прикрепляет снежинки на названные предметы, если остаются незакрытые снежинками предметы, на них обращается внимание, и они называются.)
Итог: мы увидели все предметы.
3) Беседа по картине – развитие диалогической речи, актуализация имеющихся у детей знаний.
(Ответы детей записываются на диктофон. Для этого после коллективных ответов вызвать одного ребенка и попросить повторить ещё раз.)
- Посмотрите внимательно на картину и скажите:
- Какое время года? (Зима. Наступила зима.)
(под картину прикрепить маленькую картинку «Зима»)
- Как вы догадались? Что лежит на земле? (Снег. На земле лежит снег.) (под картину прикрепить маленькую картинку «Снег»)
- Посмотрите, вспомните и скажите, какой снег? (белый, холодный, мягкий). (На земле лежит мягкий снег)
- Кто вышел гулять? (Дети, ребята. Дети вышли гулять.)
(под картину прикрепить маленькую картинку «Дети»)
- Что взяли дети на прогулку? (лопатку, санки, мишку. Дети взяли лопатку, санки, мишку.)
(под картину прикрепить маленькую картинку «лопатка, санки, мишка»)
- Как сказать одним словом, чем заняты дети? Что они делают на прогулке? (Играют. На прогулке дети играют.)
-Подумайте, как можно назвать эту картину? (Игры на прогулке зимой. Зимние игры.)
- Представьте, что мы оказались на этой картине вместе с ребятами. Какие звуки мы можем услышать?
(фонограмма «Скрип снега, детский смех»)
- Что вы услышали? (Снег скрипит, дети смеются и кричат.)
- Как вы думаете, какое настроение у детей? (хорошее, веселое, радостное)
- Какое настроение у вас, когда вы видите эту картину?
Итог: мы говорили о картине.
4) Упражнение «4-й лишний» - развитие логического мышления.
(фонограмма «Скрип снега»)
- Прислушайтесь, что это? (Скрипит снег. К нам кто- то идет.)
(появляется Снеговик - игрушка)
- Здравствуйте, ребята! Я принес вам картинки. (Показать конверт). Отгадайте, какая из картинок лишняя?
- Ребята, подойдем к наборному полотну, откроем конверт, вынем картинки и найдем одну лишнюю.
(дети подходят к наборному полотну, стоят)
Картинки: дети играют в снежки, мальчик катает девочку на санках, девочки строят горку, дети убирают урожай.
Дети показывают лишнюю картинку.
- Почему? (потому что на ней осень)
- Эта картинка лишняя, потому что на ней осень.
(Если дети затрудняются, применить следующий прием:
- Какое время года на первой картинке? (Зима) – логопед ставит около нее синий кружок.
- Какое время года на второй картинке (Зима) - логопед ставит около нее синий кружок.
-Какое время года на третьей картинке (Зима) - логопед ставит около нее синий кружок.
-Какое время года на четвертой картинке (Осень) - логопед ставит около нее желтый кружок.
Внимательно посмотрите, какой кружок не такой, как остальные.)
Итог: мы правильно нашли лишнюю картинку
5) Упражнение в составлении предложений.
(дети сидят на стульчиках)
- Среди этих картинок найдите только те, которые подходят к нашей картине «Зимние игры». Рассмотрим их внимательно и расскажем, что на них изображено.
А) Составление предложения по картинке «Мальчик катает девочку»
- Кто это? (мальчик) – логопед ставит схему-полоску.
- Что делает? (катает, везет) - логопед ставит схему-полоску.
- Кого? (девочку) - логопед ставит схему-полоску.
-Скажем все слова вместе.
Мальчик катает девочку.
- Придумайте, кого ещё можно катать? (в случае затруднения – показать предметные картинки: кукла, зайчик, собачка,)
(Дети составляют 2-3 предложения, проговаривают, логопед показывает схему)
- На чем мальчик катает девочку? (На санках. Мальчик катает девочку на санках.)
- Я прикреплю эту картинку под нашу картину.
Б) Составление предложения по картинке «Дети строят горку».
- Посмотрим на эту картинку.
- Кто это? (Дети, девочки)
- Что делают? (Строят, лепят)
- Что строят девочки? (горку)
Скажем все слова вместе.
- Из чего дети строят горку? (Из снега).
- Значит, какая горка? (снежная).
- Какую горку строят девочки? (Снежную. Девочки строят снежную горку).
- Как вы думаете, кого они будут катать с горки. (Они будут катать мишку с горки)
- Я прикреплю и эту картинку под нашу картину.
Итог: мы составили предложения по картинкам.
- Дети так хорошо гуляют, что хочется попасть к ним на картину. Представим, что мы тоже на прогулке.
3. Динамическая пауза.
(дети стоят на ковре в центре комнаты)
А) Самомассаж рук.
Очень холодно зимой!
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Чтобы ручки нам согреть,
Нужно ручки растереть!
(растираем пальчики, ладони до ощущения тепла)
Б) Координация речи с движением «Хорошо зимой гулять!»
Хорошо зимой гулять! Ритмично хлопаем в ладоши.
Снег лопатой разгребать, «Разгребаем»
Горку снежную построить, Поднять руки, изобразить горку
Ребят на санках покатать! Присесть, руки вперед
Хорошо зимой гулять! Ритмично хлопаем в ладоши.
- Скажите, как детям зимой: хорошо или плохо? Весело или грустно? Детям зимой весело!
(показать два смайлика, выбрать весёлый, прикрепить под большой картиной)
4. Составление рассказа.
Прослушивание ответов детей, записанных на диктофон.
- Послушаем, что мы рассказали.
Наступила зима. Дети вышли гулять. Дети взяли лопатку, санки, мишку. Мальчик катает девочку на санках. Девочки строят снежную горку. Они будут катать мишку с горки. Детям зимой весело!
У нас получился рассказ. Рассказ «Зимние игры». В нем мы рассказали обо всем, что нарисовал художник на своей картине.
5. Итог
- Мы очень постарались и составили интересный рассказ. Сейчас пойдем в группу, поставим такую же картинку в логопедический уголок. Вечером вы расскажете наш рассказ воспитателю.