Татьяна Голубева
Конспект логопедического занятия по составлению творческого рассказа «Чудеса Волшебницы Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
"Чудеса Волшебницы Зимы"
Возраст обучающихся: старший дошкольный возраст 6-7 лет
Контингент: обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (2-й год обучения)
Цель занятия: продолжать обучать составлению творческого рассказа, используя имеющиеся знания детей и сюжетные картинки.
Задачи:
- коррекционно-образовательные: учить составлять рассказ с элементами творчества, соблюдать логичность и последовательность, использовать план рассказа;
- коррекционно-развивающие: формировать монологическую речь; закреплять умение составлять простые распространенные предложения; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать мелкую и общую моторику, фантазию и вербальное мышление; формировать инициативность и самостоятельность на занятии;
- коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к природе.
Оборудование: плоскостное изображение куклы «Волшебница Зима»; картинки-иллюстрации зимней природы; отрывки стихотворений поэтов о зиме; аудиофайл - Е. Дога «Зимний вальс»
Ход занятия
I. Организационный момент
Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика по лексической теме недели под музыку Е. Дога «Зимний вальс»
II. Основная часть
• Вспомните и назовите признаки зимы (Зимой очень холодно и морозно. Зимой идет пушистый снег. И т. д.)
• Послушайте стихотворение
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев
– Как поэт называет зиму? (Чародейка зима)
– Что значит слово «чародейка»? (Волшебница)
Если бы мы составляли рассказ о зиме, как о времени года, то перечислили бы признаки зимы, но сегодня мы будем составлять рассказ о зиме как о живом создании, чародейке, волшебнице, которая совершает чудеса.
(На доску вывешивается плоскостное изображение куклы Зимы)
Посмотрите, к нам в гости пришла сама Волшебница Зима.
– Представьте, на чём может появиться Волшебница зима? (на ледяных санях, на сказочных коньках, может прилететь с вьюгой, метелью, на волшебном снежном облаке и т. д.)
• Волшебство Зимы
– Ребята, вспомните, как в сказках волшебные персонажи творят свои чудеса (взмахивают руками, волшебной палочкой, ударяют посохом, топают ногой, произносят волшебные слова и т. п. – здесь опираемся на опыт детей: прочитанные сказки, просмотренные мультфильмы)
Беседа по иллюстрациям:
– Как выглядят поля и луга? С чем можно сравнить снег, лежащий на земле? (Ковер, покрывало, одеяло)
Пришла, рассыпалась. Клоками
Повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов. А. С. Пушкин
– На что похож иней на ветках деревьев и кустов? (На драгоценности, алмазы, бриллианты)
Бриллианты в свете лунном,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах. А. Фет
– На какую одежду похож снег на деревьях, на кустах, на пеньках? (на меховые шубы, пуховики, шапки)
Для высоких елей
И седого дуба
Зимушка достала
Снеговые шубы. Е. Нилова
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно. И. Суриков
– Что произошло с водой на реке? С чем можно сравнить лёд на реке? (Стеклянная дорога, хрустальный мост)
Только белая зима
Всё придумала сама.
И без вихрей, и без звезд
Над рекой сковала мост,
Крупкой снежною пыля,
Дивный мост из хрусталя. С. Юлина
– Ребята, понравились вам чудеса Зимушки? Как вы думаете, после совершения таких чудес довольна ли осталась сама Волшебница?
• Составление плана рассказа
Появление Зимы
Чудеса на полях и лугах
Чудеса в лесу
Чудеса на реке
Чудесное преображение вокруг
• Составление рассказа с элементами творчества с использованием опорных картинок
Чудеса Волшебницы Зимы
Прилетела к нам Волшебница Зима на снежном волшебном облаке и стала творить чудеса.
Расправила она свою снежную накидку и накрыла поля и луга белоснежным пушистым покрывалом.
Махнула она правым рукавом и разукрасила все вокруг сверкающими алмазами и бриллиантами. Махнула она левым рукавом и нарядила деревья и кусты в тёплые шубы, а пеньки - в меховые шапки.
Топнула ногой, и вырос на реке хрустальный мост.
Посмотрела Волшебница Зима на свои чудеса и осталась собой очень довольна.
• Составление рассказов с элементами творчества детьми (дети меняют способы появления Зимы, совершения чудес)
Динамическая пауза (см. картотеку по лексической теме)
• Продолжение составления рассказов детьми
III. Подведение итогов, рефлексия