Татьяна Голубева
Конспект логопедического занятия по составлению описательного рассказа «Что лежит в школьном рюкзаке» с опорой на схему
▼ Скачать + Заказать документы
Составление описательного рассказа с элементами творчества «Что лежит в школьном рюкзаке» с опорой на схему и с использованием школьного ранца и школьных принадлежностей
Возраст и контингент обучающихся: обучающиеся старшего дошкольного возраста 5–6 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия по составлению описательного рассказа „Что лежит в школьном рюкзаке“ с опорой на схему» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
- коррекционно—образовательная: продолжать обучать детей составлению описательного рассказа с элементами творчества с опорой на схему;
- коррекционно—развивающие: совершенствовать навыки словоизменения (один-много) и словообразования (притяжательные прилагательные, умение отвечать на вопросы полным сложноподчиненным предложением с союзом для того, чтобы; формировать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения; активизировать и расширять словарь детей по лексической теме «Школьные принадлежности»; развивать слуховое внимание, вербальное мышление, связную речь, общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей позитивное отношение к обучению в школе.
Оборудование: магнитная доска с нарисованной схемой для составления рассказа; школьный рюкзак с основными школьными принадлежностями; артикуляционная гимнастика-игра «Вовка - ученик» - ламинированное изображение школьного ранца формата А4 с кармашком для картинок и приклеенными картинками с тыльной стороны (по тексту стих-я, набор картинок – школьных принадлежностей с символами артикуляционных упражнений, стихотворение Г. Васильева «Вовке в школу» (адаптировано к игре).
Ход занятия
1. Организационный момент
– Артикуляционная гимнастика-игра «Вовка - ученик»
Описание игры
Логопед читает детям стихотворение:
Вовка встал сегодня рано,
Вовке в школу в первый раз!
Жвачку положил в карманы,
Угостить весь первый класс.
Затолкал в портфель игрушки -
На уроке поиграть,
Взял сосиски и ватрушки,
Чтобы там не голодать.
Взял для тенниса ракетку,
Самокат, чтоб не скучать.
Чтоб сидеть, взял табуретку,
Раскладную взял кровать!
Что-то Вовка перепутал,
Может, что-то взять забыл?
Или может это «круто»
Все, что Вовка положил?
– Поможем Вовке сложить в ранец только все нужное в школе?
Предметы – школьные принадлежности с символами артикуляционных упражнений разложить на столе. Дети по одному предмету вкладывают в кармашек ранца и выполняют артикуляционное упражнение. Игра заканчивается, когда все запланированные упражнения сделаны.
Какие предметы должны лежать в школьном рюкзаке? (Дети называют)
Как можно назвать всё это? (Школьные принадлежности)
– Сегодня на занятии мы будем говорить о школе и о школьных принадлежностях.
2. Основная часть
• Дидактическая игра «Что лежит в школьном ранце?» (Закончи предложение).
– Если ручка сделана из пластмассы, значит она какая? (пластмассовая)
У меня одна пластмассовая ручка, а в школе … (много пластмассовых ручек).
Далее – аналогичная работа с каждым предметом, лежащем в школьном ранце.
– У меня один деревянный карандаш, а в школе … много деревянных карандашей.
– У меня один резиновый ластик, а в школе много … резиновых ластиков.
– У меня одни металлические ножницы, а в школе много … металлических ножниц.
– У меня один бумажный альбом, а в школе много … бумажных альбомов.
– У меня одна пластиковая папка, а в школе много … пластиковых папок.
– У меня один кожаный пенал, а в школе много … кожаных пеналов.
• Составление описательного рассказа «Что лежит в школьном рюкзаке» с опорой на схему и с использованием школьного ранца и школьных принадлежностей
– Сегодня мы будем составлять рассказ о школьном ранце и предметах, которые в нем находятся.
Вопросы к рассказу:
– Когда вы пойдете в школу? (Через год мы пойдем в школу)
– Что вы возьмете в школу? (В школу мы возьмем школьный рюкзак (ранец)
– Что вы положите в школьный рюкзак? (В школьный рюкзак мы положим школьные принадлежности)
– Расскажите о некоторых из них, для чего они нужны?
(Ручка нужна для того, чтобы писать. Ластик нужен для того, чтобы стирать карандашные надписи. Пенал нужен для того, чтобы в него сложить ручку, карандаш, ластик. Тетрадь нужна для того, чтобы в ней писать. Альбом нужен для того, чтобы в нём рисовать. И т. д.)
– Закончите моё предложение: Я думаю, что в школе… (Я думаю, что в школе будет интересно. Я думаю, что в школе познакомлюсь с новыми друзьями. Я думаю, что в школе узнаю много нового. …)
Далее каждый ребенок выходит и, вынимая из рюкзака предметы, составляет свой рассказ с элементами творчества.
• Физминутка
• Пальчиковая гимнастика «В школу через год пойду…»
Заслушивание рассказов остальных детей.
Вариант рассказа:
Через год я пойду в школу. Мне купят красивый новый школьный рюкзак. В него я сложу школьные принадлежности. Ручка мне понадобится для того, чтобы писать. Альбом нужен для того, чтобы в нём рисовать. Букварь нужен для того, чтобы учить буквы и читать… Я думаю, что в школе будет очень интересно.
• 3. Итог занятия
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Игра с мячом
Как называют детей, которые учатся в школе? (школьник, школьница, ученик, ученица). Как можно по-другому назвать школьный ранец? (школьный рюкзак, школьный портфель). Кто учит детей в школе? (учитель, учительница)
Назовите мебель, за которой дети сидят в школе? (за партой, за партами)