Пухлякова Татьяна
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного «Признаки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид: тематическое занятие
Тип: познавательное
Тема: «Признаки весны»
Возрастная категория: старшая возраст
Задачи:
Коррекционно-образовательные цели. Закрепить представления детей о весне и ее признаках. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна» Совершенствовать грамматический строй речи и навыки составления рассказа по картине, используя мнемотаблицу. Обучать самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Признаки весны
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Коррекционно-развивающие цели. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, тактильную чувствительность.
Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое и физическое развитие
Методические приё мы: наглядные, словесные, игровые, практическая деятельность, индивидуальный подход.
Средства реализации: иллюстрации на тему «Признаки весны», аудиозапись мелодии Чайковского «Подснежник», два обруча, карточки для «синквейна», «мнемотаблица» для пересказа рассказа «Весна», иллюстрации солнышка грустного и весёлого, прищепки, мячик, стаканчики, иллюстрации первоцветоветов, цветок мать - и - мачехи в горшочке, иллюстрации картин А. Саврасова «Ранняя весна» и В. Бакшаева «Голубая весна», презентация «Признаки весны»
Форма проведения НОД: интегрированное занятие
Предшествующая работа воспитателя: отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия, составить план – конспект, подготовить оборудование, аудио.
Предварительная работа с детьми: Наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Передай мячик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитанниками картин А. Саврасова «Ранняя весна» и Э. Жуковского «Май».
Словарная работа: Первоцветы, цветы – подснежники, проталины, перелётные птицы, синквейн, ранняя и поздняя весна, П. И. Чайковский.
Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник».
Логопед: Вы узнали пьесу, которая звучала?
Правильно, это пьеса «Подснежник», а кто помнит композитора, который написал эту пьесу?
Дети: Пётр Ильич Чайковский
Правильно Пётр Ильич Чайковский написал цикл пьес «Времена года» и в этом цикле есть пьеса «Подснежник».
Что вы представляли, когда слышали эту музыку? Вы слышали её уже не в первый раз.
Ответы детей)
А как вы думаете, почему цветок называется – подснежник?
Он вырастает из - под снега
А как по - другому можно назвать подснежник?
(Первоцвет)
Первоцветы - это признаки весны
Давайте вспомним, какие ещё первоцветы вы знаете?
(Ветреница, медуница, мать – и – мачеха)
Первоцветы какие?
(Красивые, нежные, хрупкие)
Молодцы, мне очень понравилось, как вы описали цветы – первоцветы.
А теперь скажите, пожалуйста, первоцветы – это признаки какого времени года?
(весны)
Сегодня с вами, мы будем говорить о весне.
Назовите, какие весенние месяцы вы знаете?
(март, апрель, май)
Молодцы
Воспитатель показывает детям цветок – мать - и – мачехи.
Посмотрите, какая красивая мать - и – мачеха. А теперь, понюхайте, чем пахнет цветок?
(дети нюхают цветы мать - и- мачехи)
Понюхайте землю, вот так пахнет талая земля и это тоже запах весны.
Логопед выставляет на доске иллюстрацию мать – и – мачехи.
Ребята, сейчас мы с вами составим нескладное стихотворение о мать – и – мачехе, из 5 строк, которое называется синквен.
Повторите - синквейн.
Скажите, мать – и мачеха отвечает на вопрос кто? Или что?
(Что)
Значит, какую картинку мы ставим на верхней строчки нашей таблицы?
(Один ребёнок выходит к доске и выставляет круг с полоской)
На второй строке, под картинкой мы должны поместить картинки – признаки : Мать – и - мачеха какая?
(красивая, нежная, жёлтая.)
Ребёнок выходит к доске и выставляет два треугольника, обозначающие признак
На третьей строке мы выкладываем картинки – действия:
Мать – и мачеха, что делает?
(цветёт, пахнет, растёт.)
Ребёнок выходит к доске и выставляет три треугольника
Ниже мы составляем предложение по схеме
Сколько слов должно быть в нашем предложении?
(четыре)
Что обозначает маленький треугольник?
(маленькое слово)
Почему первый вагончик в схеме предложения с трубой?
(первое слово в предложении пишется с большой буквы)
Что ставим в конце предложения?
(точку)
А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: что же такое мать – мачеха?
(первоцвет)
Ребята, что мы с вами составили?
(синквейн)
Какие признаки весны вы можете ещё назвать. Посмотрите внимательно, на картинку, вспомните все характерные признаки весны и сейчас вы по очереди будете их называть.
Давайте встанем все в круг, возьмём в одну руку стаканчик, а другую спрячем за спину, и, передавая мяч по кругу, мы вы будите называть признаки весны.
Дети встают в круг, у них в одной руке стаканчик, а другая за спиной. У одного в стаканчике мяч, они называют слово (весеннюю примету) и передают мячик следующему. И так должны назвать все признаки.
А теперь, я хочу все ваши высказывания собрать в один рассказ, который так и называется «Весна»
Чтение рассказа:
Пришла весна. Пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!
Теперь вы должны пересказать этот рассказ, но чтобы вам было легче, я дам вам картинки помощники (Воспитатель раздаёт картинки).
А одну картинку я выставлю, чтобы было понятно гостям.
Что изображено в первой клетке?
(Буква В)
Что она обозначает?
(Пришла весна)
Что вы видите во второй клетке?
(солнышко)
Как я об этом сказала?
(Пригревает яркое солнышко)
Что обозначает картинка в третьей клетке?
Как я об этом сказала?
(На крышах домов тают сосульки)
Посмотрите на четвёртую клетку, что появляется на земле?
(на земле появляются лужи и ручейки)
Посмотрите на следующие три квадратика, что ещё там нарисовано?
Как я об этом сказала?
На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки.
Что нарисовано в следующем квадратике?
(Из далеких стран начинают прилетать птицы
ласточки, скворцы)
Каких перелётных птиц я перечислила?
(Дети перечисляют перелётных птиц)
Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
Давайте вспомним, как я закончила свой рассказ?
Давайте все вместе скажем
(Я очень люблю весну)
А теперь сядьте, пожалуйста, хорошо, я ещё раз прочитаю рассказ, а вы будете смотреть на табличку и каждое предложение отслеживать по табличке, а потом сами его перескажете.
Чтение рассказа.
А теперь давайте перескажем рассказ по цепочке
Пересказ рассказа по цепочке.
Приглашаю всех отдохнуть
(Дети выполняют танцевальные движения по образцу)
Весну издавна любил народ и называл её «весна – красна». О весне поэты слагали стихи, писатели рассказы, композиторы писали музыку, а художники изображали ее на своих картинах. И каждый художник видел её по-разному. Давайте вспомним картину А. Саврасова «Ранняя весна» и С. Жуковского «Май», с вами уже рассматривали и описывали.
- На какой картине изображена ранняя весна?
Дети показывают картину
Саврасова «Ранняя весна»
Какие краски использовал художник при написании этой картины?
Серые, коричневый, серо – голубые, черные и белые.
- На какой картине изображена поздняя весна?
(Дети показывают картину С. Жуковского «Май»)
А какие краски использовал художник при написании этой картины
(Зелёную, красную, голубую, синюю.)
А сейчас представьте, что вы художники, и вам надо нарисовать картину, а для этого надо выбрать краски, которыми вы бы нарисовали весну : раннюю и позднюю
В серый обруч вы кладёте краску, которой нарисуете раннюю весну, а в зелёный - позднюю.
А краску, которую можно использовать при рисовании ранней и поздней весны, мы поместим в середину.
( краски: красная, зелёная, серая, голубая, белая, черная, жёлтая, коричневая, розовая, синяя).
(Дети выходят, берут краску, называют цвет, говорят, что можно нарисовать этой краской, куда её можно положить.)
Молодцы, вы настоящие художники
Дети, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали картинки с признаками весны, слушали рассказ о весне, слушали произведение П. И. Чайковского.
Посмотрите, у меня в руках солнышко, оно грустное, потому что у него нет лучиков, чтобы его развеселить, вы должны вспомнить и назвать характерные признаки весны, взять прищепку, и прикрепить её к солнышку.
(Дети по одному выходят, берут прищепку, называют, что они запомнили про весну и прикрепляют к солнышку.)
После того, как дети прикрепили все прищепки – лучики, воспитатель поворачивает солнышко другой стороной – оно улыбается.
Посмотрите, солнышко заулыбалось, оно вас благодарит. И я тоже всех вас благодарю, вы молодцы, спасибо!