Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного «Признаки весны»

Пухлякова Татьяна
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного «Признаки весны»
▼ Скачать + Заказать документы

Вид: тематическое занятие

Тип: познавательное

Тема: «Признаки весны»

Возрастная категория: старшая возраст

Задачи:

Коррекционно-образовательные цели. Закрепить представления детей о весне и ее признаках. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна» Совершенствовать грамматический строй речи и навыки составления рассказа по картине, используя мнемотаблицу. Обучать самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Темочки:

Коррекционно-развивающие цели. Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, тактильную чувствительность.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое и физическое развитие

Методические приё мы: наглядные, словесные, игровые, практическая деятельность, индивидуальный подход.

Средства реализации: иллюстрации на тему «Признаки весны», аудиозапись мелодии Чайковского «Подснежник», два обруча, карточки для «синквейна», «мнемотаблица» для пересказа рассказа «Весна», иллюстрации солнышка грустного и весёлого, прищепки, мячик, стаканчики, иллюстрации первоцветоветов, цветок мать - и - мачехи в горшочке, иллюстрации картин А. Саврасова «Ранняя весна» и В. Бакшаева «Голубая весна», презентация «Признаки весны»

Форма проведения НОД: интегрированное занятие

Предшествующая работа воспитателя: отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия, составить план – конспект, подготовить оборудование, аудио.

Предварительная работа с детьми: Наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Передай мячик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитанниками картин А. Саврасова «Ранняя весна» и Э. Жуковского «Май».

Словарная работа: Первоцветы, цветы – подснежники, проталины, перелётные птицы, синквейн, ранняя и поздняя весна, П. И. Чайковский.

Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник».

Логопед: Вы узнали пьесу, которая звучала?

Правильно, это пьеса «Подснежник», а кто помнит композитора, который написал эту пьесу?

Дети: Пётр Ильич Чайковский

Правильно Пётр Ильич Чайковский написал цикл пьес «Времена года» и в этом цикле есть пьеса «Подснежник».

Что вы представляли, когда слышали эту музыку? Вы слышали её уже не в первый раз.

Ответы детей)

А как вы думаете, почему цветок называется – подснежник?

Он вырастает из - под снега

А как по - другому можно назвать подснежник?

(Первоцвет)

Первоцветы - это признаки весны

Давайте вспомним, какие ещё первоцветы вы знаете?

(Ветреница, медуница, мать – и – мачеха)

Первоцветы какие?

(Красивые, нежные, хрупкие)

Молодцы, мне очень понравилось, как вы описали цветы – первоцветы.

А теперь скажите, пожалуйста, первоцветы – это признаки какого времени года?

(весны)

Сегодня с вами, мы будем говорить о весне.

Назовите, какие весенние месяцы вы знаете?

(март, апрель, май)

Молодцы

Воспитатель показывает детям цветок – мать - и – мачехи.

Посмотрите, какая красивая мать - и – мачеха. А теперь, понюхайте, чем пахнет цветок?

(дети нюхают цветы мать - и- мачехи)

Понюхайте землю, вот так пахнет талая земля и это тоже запах весны.

Логопед выставляет на доске иллюстрацию мать – и – мачехи.

Ребята, сейчас мы с вами составим нескладное стихотворение о мать – и – мачехе, из 5 строк, которое называется синквен.

Повторите - синквейн.

Скажите, мать – и мачеха отвечает на вопрос кто? Или что?

(Что)

Значит, какую картинку мы ставим на верхней строчки нашей таблицы?

(Один ребёнок выходит к доске и выставляет круг с полоской)

На второй строке, под картинкой мы должны поместить картинки – признаки : Мать – и - мачеха какая?

(красивая, нежная, жёлтая.)

Ребёнок выходит к доске и выставляет два треугольника, обозначающие признак

На третьей строке мы выкладываем картинки – действия:

Мать – и мачеха, что делает?

(цветёт, пахнет, растёт.)

Ребёнок выходит к доске и выставляет три треугольника

Ниже мы составляем предложение по схеме

Сколько слов должно быть в нашем предложении?

(четыре)

Что обозначает маленький треугольник?

(маленькое слово)

Почему первый вагончик в схеме предложения с трубой?

(первое слово в предложении пишется с большой буквы)

Что ставим в конце предложения?

(точку)

А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: что же такое мать – мачеха?

(первоцвет)

Ребята, что мы с вами составили?

(синквейн)

Какие признаки весны вы можете ещё назвать. Посмотрите внимательно, на картинку, вспомните все характерные признаки весны и сейчас вы по очереди будете их называть.

Давайте встанем все в круг, возьмём в одну руку стаканчик, а другую спрячем за спину, и, передавая мяч по кругу, мы вы будите называть признаки весны.

Дети встают в круг, у них в одной руке стаканчик, а другая за спиной. У одного в стаканчике мяч, они называют слово (весеннюю примету) и передают мячик следующему. И так должны назвать все признаки.

А теперь, я хочу все ваши высказывания собрать в один рассказ, который так и называется «Весна»

Чтение рассказа:

Пришла весна. Пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

Теперь вы должны пересказать этот рассказ, но чтобы вам было легче, я дам вам картинки помощники (Воспитатель раздаёт картинки).

А одну картинку я выставлю, чтобы было понятно гостям.

Что изображено в первой клетке?

(Буква В)

Что она обозначает?

(Пришла весна)

Что вы видите во второй клетке?

(солнышко)

Как я об этом сказала?

(Пригревает яркое солнышко)

Что обозначает картинка в третьей клетке?

Как я об этом сказала?

(На крышах домов тают сосульки)

Посмотрите на четвёртую клетку, что появляется на земле?

(на земле появляются лужи и ручейки)

Посмотрите на следующие три квадратика, что ещё там нарисовано?

Как я об этом сказала?

На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки.

Что нарисовано в следующем квадратике?

(Из далеких стран начинают прилетать птицы

ласточки, скворцы)

Каких перелётных птиц я перечислила?

(Дети перечисляют перелётных птиц)

Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

Давайте вспомним, как я закончила свой рассказ?

Давайте все вместе скажем

(Я очень люблю весну)

А теперь сядьте, пожалуйста, хорошо, я ещё раз прочитаю рассказ, а вы будете смотреть на табличку и каждое предложение отслеживать по табличке, а потом сами его перескажете.

Чтение рассказа.

А теперь давайте перескажем рассказ по цепочке

Пересказ рассказа по цепочке.

Приглашаю всех отдохнуть

(Дети выполняют танцевальные движения по образцу)

Весну издавна любил народ и называл её «весна – красна». О весне поэты слагали стихи, писатели рассказы, композиторы писали музыку, а художники изображали ее на своих картинах. И каждый художник видел её по-разному. Давайте вспомним картину А. Саврасова «Ранняя весна» и С. Жуковского «Май», с вами уже рассматривали и описывали.

- На какой картине изображена ранняя весна?

Дети показывают картину

Саврасова «Ранняя весна»

Какие краски использовал художник при написании этой картины?

Серые, коричневый, серо – голубые, черные и белые.

- На какой картине изображена поздняя весна?

(Дети показывают картину С. Жуковского «Май»)

А какие краски использовал художник при написании этой картины

(Зелёную, красную, голубую, синюю.)

А сейчас представьте, что вы художники, и вам надо нарисовать картину, а для этого надо выбрать краски, которыми вы бы нарисовали весну : раннюю и позднюю

В серый обруч вы кладёте краску, которой нарисуете раннюю весну, а в зелёный - позднюю.

А краску, которую можно использовать при рисовании ранней и поздней весны, мы поместим в середину.

( краски: красная, зелёная, серая, голубая, белая, черная, жёлтая, коричневая, розовая, синяя).

(Дети выходят, берут краску, называют цвет, говорят, что можно нарисовать этой краской, куда её можно положить.)

Молодцы, вы настоящие художники

Дети, сегодня мы с вами много говорили о весне, рассматривали картинки с признаками весны, слушали рассказ о весне, слушали произведение П. И. Чайковского.

Посмотрите, у меня в руках солнышко, оно грустное, потому что у него нет лучиков, чтобы его развеселить, вы должны вспомнить и назвать характерные признаки весны, взять прищепку, и прикрепить её к солнышку.

(Дети по одному выходят, берут прищепку, называют, что они запомнили про весну и прикрепляют к солнышку.)

После того, как дети прикрепили все прищепки – лучики, воспитатель поворачивает солнышко другой стороной – оно улыбается.

Посмотрите, солнышко заулыбалось, оно вас благодарит. И я тоже всех вас благодарю, вы молодцы, спасибо!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы»Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы» Цель: Создание условий для составления детьми описательного рассказа по коллажу «Птицы». Задачи: образовательные: 1. Развивать представления.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы»Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы» Цель: развивать речь детей с опорой на экологическую тематику. Задачи: - закрепить приметы разных времен года, учить видеть отличия;.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия» Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Закрепить знания детей о государственных.

Конспект занятия по развитию связной речи «Где зимуют зайцы?». Подготовительная группа для детей с ОНР Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Знакомство со стихотворением Н. П. Притулиной.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного «Признаки весны»
Опубликовано: 22 апреля 2022 в 12:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного «Признаки весны»» (включая файлы) размещена пользователем Пухлякова Татьяна (УИ 1925019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД