Татьяна Маркина
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [з-с] и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.
Задачи: образовательные: закрепить правильное произношение звуков, упражнять в определении звука в слове, подбирать слова на заданный звук, упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе;
развивающие : способствовать развитию речи, внимания, памяти, обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные умения, связную речь;
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, умение слушать, работать в коллективе.
Оборудование: 2 подставки под книги, картинки с изображением «синицы» и «комара»; мелкие предметы: совок, напёрсток, салфетка, замок, игрушечный зайчонок, значок; фишки; 5 пирамидок.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Организационный момент, мотивация к деятельности.
Воспитатель: Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, матушка – Земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Дети, сегодня я приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Мы с вами говорим слова. Слова состоят из звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим. (Педагог показывает на ухо, затем на рот).
2. Основная часть
Воспитатель: Мы с вами знаем много песенок- звуков. Давайте с вами вспомним песенку комара. (воспитатель проговаривает з-з-з-з-з).
Ребята, спойте теперь вы песенку комара.
Дети: з-з-з-з-з-з-з.
Воспитатель: с-с-с-с- так течёт из крана вода. Как течёт вода?
Дети: с-с-с-с-с.
Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами поиграем. Если вы услышите звук [з]- прогоняйте комара вот так делает лёгкое отмахивающее движение рукой, а если звук [с]- умывайтесь, не касаясь ладонями лица.
(Воспитатель проговаривает 3-4 звука, проверяя, как дети выполняют задание. Далее произносит вперемежку 9-11 звуков с одним и тем же интервалом)
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательными. А сейчас я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук-[з] или [с] слышится в слове.
( Воспитатель произносит слова: слон, зебра, зелёный, синий. Дети называют звуки)
- А сейчас задание выполняют только девочки (мальчики контролируют)
Воспитатель называет слова: зелёный, суровый, заяц, снегирь.
- А теперь задание для мальчиков, а девочки ведут контроль.
Воспитатель называет слова: слива, внизу, ступенька, сутолока.
Воспитатель: А сейчас, мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка :
(Воспитатель ставит на подставки для книг картинки с изображением синицы и комара. Между подставками располагает мелкие предметы.)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в новую игру. Посмотрите, у меня на столе стоят картинки. Кто на них нарисован?
Дети: Синичка и комар.
Воспитатель: А какие предметы вы видите у меня на столе?
Дети перечисляют предметы.
Воспитатель: Правильно. А задание игры будет следующим: надо взять предмет, вслушаться в его название. Определить, какой знакомый звук есть в этом слове. И положить предмет либо к картинке с синичкой, либо к картинке с комаром.
(Если ребёнок выполняет задание правильно, то дети должны сказать «Правильно, правильно», если ошибается- «Нет-нет-нет». В последнем случае педагог возвращает предмет на место и вызывает другого ребёнка. За правильно выполненное задание, ребёнок получает фишку).)
Воспитатель ( выставляет на стол пять пирамидок0: Сейчас, ребята, я вам расскажу про сорок? Кто это такие?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно. Сейчас я произнесу предложение, в котором будет 5 слов со звуком [c], столько у меня пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовёте правильно- получите пирамидку.
«Сорок сорок, в короткий срок, съели сырок»
-Давайте повторим предложение хором (потом по одному затем называют слова)
Воспитатель: Ребята, «сорок сорок»- это скороговорка, поэтому произносить её надо быстро.
Дети совместно с воспитателем повторяют скороговорку насколько раз, каждый раз проговаривая её всё быстрее и быстрее.
Воспитатель: А теперь попробуйте сами проговорить скороговорку.
(проговаривание скороговорки детьми по одному)
Воспитатель: Молодцы. ребята.
2. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какие звуки мы научились различать?
Кто сколько фишек получил? Кто сколько пирамидок?