Тимошина Марина Викторовна
«Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима». Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Задача: формировать позитивный настрой, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать теплую, дружескую атмосферу в группе,
Доброе утро тем, кто проснулся.
Доброе утро, кто улыбнулся.
Доброе утро людям и птицам.
Доброе утро приветливым лицам.
Воспитатель (В): Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Ребята. Вы умеете отгадывать загадку?
2. Загадка о зиме.
Задача: создать проблемную ситуацию; упражнять в выделении характерных признаков зимы.
В. : Попробуйте отгадать, кто это?
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня. (Зима)
Признаки зимы
Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
Еще одна загадка
Он нужен лыжникам кататься,
Нам - крепость белую лепить,
Деревьям, чтобы одеваться,
Зиме - вокруг всё серебрить.
Дети: снег.
Дети обследуют снег руками.
Воспитатель: правильно, какой бывает снег?
Дети называют какой бывает снег: мягкий, холодный, белый, хрустящий и т. д.
Воспитатель: А что происходит со снегом, когда становится тепло?
Дети: тает, превращается в воду.
Воспитатель: Верно, Молодцыю Дети садятся на стулья.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель: зима, красивое время года, давайте превратим обычные слова в красивые, называя их ласково.
Воспитатель показывает детям картинки, дети называют слова в уменьшительно-ласковой форме
Снег-
Сугроб-
Шапка-
Лес-
Солнце-
Мороз-Лед - (ледок)
Мороз - (морозец)
Санки - (саночки)
Холод - (холодок)
Метель - (метелица)
Зима - (зимушка)
Снег - (снежок)
Солнце - (солнышко)
Воспитатель: Ребята, расскажите, что в зимней природе вам нравится большевсего. Постарайтесь рассказать об этом интересно. - Какой становится природа в ясный морозный день? Ответы детей. - А в пасмурный день? Ответы детей.
Воспитатель: Как можно сказать о деревьях зимой, какие они?Ответы детей.
Физкультминутка
«Зимние забавы»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитируют лепку снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагают, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (прыгают на месте)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (махи руками, одна вперед, вторая назад, и наоборот)
И снегурку лепим мы, лепим мы. (имитируют лепку)
Гостью-зиму любим мы, любим мы (разводят руки в поклоне и поставят на пояс)
Воспитатель: о красоте зимней природы написано много стихов. С одним изних вы сегодня познакомитесь. Автором этого стихотворения является И. З. Суриков
Основная часть
Воспитатель: Послушайте стихотворение И. Сурикова «Зима».
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Беседа по содержанию.
Воспитатель: Какой период зимы описан в стихотворении? Как вы догадались?
ребята, вам понравилось это стихотворение? / Ответы детей /.
- О чем это стихотворение? / о «Зиме»/.
- Какой снег в воздухе кружится? /белый снег, пушистый/.
- Как заснул тёмный лес? /крепко, непробудно/.
- Какими стали дни? /короткие – короче/.
- А что говорится про зимнее солнце? /солнце светит мало/.
- Что случилось, когда настала зима? /вот пришли морозы/.
Дети: (ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, в стихотворении есть такие строчки:
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Как вы понимаете эти слова? О какой шапке говорит поэт? Как вы думаете, что значит слово «непробудно»?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: - Попробуем выучить отрывок стихотворения. Первая часть: «Белый снег, пушистый»
Воспитатель: - Повторим вместе «Белый снег, пушистый». Молодцы!
Дети: - «Белый снег, пушистый»
Воспитатель: - Вторая часть стихотворения начинается так: «В воздухе кружится».
Воспитатель: - Повторим вместе «В воздухе кружится»
Дети: - «В воздухе кружится».
Воспитатель: - Предлагаю, повторить первую и вторую часть вместе:
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится»
Дети: - «Белый снег, пушистый
В воздухе кружится»
Воспитатель: - Молодцы! Третья часть стихотворения:
«И на землю тихо
Падает, ложится.»
Дети: - «И на землю тихо
Падает, ложится.»
Воспитатель: - Повторим вместе три части:
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.»
Воспитатель: - Четвертая часть стихотворения:
«И под утро снегом
Поле забелело,»
Дети: - «И под утро снегом
Поле забелело,»
Воспитатель: - Пятая часть стихотворения:
«Точно пеленою
Всё его одело.»
Дети: - «Точно пеленою
Всё его одело.»
Воспитатель: - Молодцы! Давайте вместе назовем четвертую и пятую части стихотворения:
«И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.»
6. Воспроизведение стихотворения детьми
Воспитатель: - Молодцы, ребята! У вас хорошо получается. Попробуем назвать все стихотворение.
Воспитатель показывает на картинки мнемотаблицы
и вместе с детьми повторяет стихотворение.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Давайте еще раз повторим!
IV. Рефлексия.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме).
-Кто написал стихотворение «Зима»? (И. Суриков)
-Ребята, вы вечером дома, обязательно, расскажите стихотворение Ивана Сурикова «Зима» и нарисуйте картинки к нему.