Ольга Комлева
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по лесу»
▼ Скачать
Программное содержание:
1. в процессе образовательного путешествия расширять представления о диких животных, используя ЭСО
2. учить разгадывать ребусы о животных
3. используя три экрана базовой модели описания в качестве алгоритма, составлять короткий рассказ о медведе
4. упражнять в умении образовывать существительные, обозначающие названия животных с помощью ласкательных суффиксов, а также обозначающие детенышей животных в единственном и множественном числе
Публикация «Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе „Путешествие по лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
5. с помощью системного оператора формировать представления о генетической и компонентной линиях развития диких животных на примере зайчонка
6. закреплять умение различать знакомые буквы, определять наличие их в названиях диких животных
7. для снижения тревожности при контактировании с посторонними людьми, упражнять детей с индивидуальными маршрутами развития в презентации своих знаний и умений
Интеграция образовательных областей
«Познание» - классификация диких животных по именам признаков: место обитания, способам питания
«Коммуникация» -
• составление рассказов описательного и повествовательного характера на основе БМОО и системного оператора; употребление притяжательных прилагательных (следы заячьи, лисьи, медвежьи,
• образование двухсложных прилагательных (длинноногий, длинноухий, косоглазый, короткохвостый)
«Чтение художественной литературы» - чтение наизусть речевок, скороговорок, составление загадок на основе метода синектики (прямой аналогии)
«Физическая культура» - использование комплекса упражнений «Зайка», «Ежик»
«Художественное творчество»- составление коллажа «Кто живет в лесу?» при помощи смешанной техники изображения
Гендерный подход:
• для детей подгруппы «Условно Одаренные» подготовить более сложные индивидуальные карточки с заданием «Прочитай словечко и найди картинку», «Найди животное по силуэту», «Чьи следы?»
• для детей подгруппы «Типичные девочки» подготовить задания «Четвертый лишний», «Кто где живет?»
• Привлечь детей подгруппы «Условно Одаренные» к составлению рассказов
на основе БМОО и системного оператора;
• Поощрять детей подгруппы «Условно Одаренные» за сдержанность, умение выслушивать ответы сверстников до конца
Словарная работа:
Активизация словаря: Лесовичок, дикие и домашние животные, берлога, дупло, логово, электричка, заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок.
Обогащение словаря: заповедник; следы заячьи, лисьи, медвежьи; заяц длинноногий, длинноухий, косоглазый, короткохвостый
Вступительная часть
Сюрпризный момент:
-Ребята, я сегодня получила для вас письмо. Оно не обычное, а звуковое. Хотите его послушать?
«Ребята, я вас и ваших гостей приглашаю в путешествие по заповедному лесу. Расскажите им, что вы знаете о диких животных. Ваш друг - Лесовичок».
-Хотите отправиться в путешествие? А откуда вы так много узнали о жизни лесных зверей?
(назвать источники: книги - энциклопедии, телепередачи о животных, из интернета с помощью родителей, взрослых в детском саду)
Решение проблемной ситуации:
-Только вот как до заповедника всем вместе добраться? До него же далеко. Не мог ли ты нам помочь выбрать такой транспорт, чтоб домчаться до него быстро и чтоб все сразу в нем бы уместились, Мирон? Ты же все о нем знаешь?
(Мирон предлагает электричку)
- Мирон даже знает про электричку скороговорку:
«Электричка, как экспресс,
Привезла туристов в лес-
Кого ягоды собрать,
Кого просто погулять»
(На экране арт-доски –слайд с изображением электрички)
- Ну что ж, занимайте все свои места, электричка отправляется.
Отправляемся в путешествие под музыкальное сопровождение «Мы едем, едем…»
Основная часть
1 остановка:(слайд с видом леса)
-Ребята, вот мы и приехали к лесу, но прежде чем войти в лес, необходимо пройти мостик, который охраняет Лесовичок.
Лесовичок очень любит загадывать загадки, и он предлагает вам отгадать его любимые - ребусы про животных. Необходимо отгадать загадки – ребусы со словами и определить, какое словечко обозначает лесного зверя: (на экране появляются слова с картинками мышки и мишки)
По ходу ребята рассказывают о значении этих слов:
• было слово КОТ, которое обозначало домашнее животное, а стало слово КИТ, обозначающее морское животное;
• было слово МЫШКА, которое обозначало маленького серенького зверька, живущего в норке, а стало слово МИШКА,
БМОО: Кто такой мишка, медведь? Расскажите нашим гостям и Лесовику)
(алгоритм)
• Медведь – это дикое животное
• По размеру он больше, чем волк; тело покрыто мохнатой бурой шерстью; лапы с длинными когтями, которые помогают ему лазить по деревьям.
• Живет в берлоге, зимой в ней спит и сосет лапу.
• Медведь любит есть мед, ягоды, грибы, ловить рыбу.
• У него есть братик - белый медведь, который живет на Севере.
-Вот какие мы молодцы, сколько рассказали о медведе! А наша Лерочка знает стихотворение о мышке и медведе, прочти нам, пожалуйста.
ЛЕРОЧКА: стихотворение о Мишке и Мышке
-Отправляемся дальше уже пешком, чтобы не испугать лесных жителей.
2 остановка:
-Ребята, а какие дикие животные живут в лесу вместе с медведем? Лесовичок предлагает поиграть и выполнить его задания: если мы с вами сложим эти части, то узнаем названия друзей медведя. Я предлагаю заняться этим Алине, Ярославу, Насте и Андрюше.
(игра «Части – целое»)
-А вот Лера, Полина, Яна и Мирон найдут и назовут «Дружную семейку» - папу, маму и детенышей.
(По мере выполнения задания, педагог предлагает назвать животное ласково: лиса- лисичка, заяц – заюшка, и т. д. ;
Или назвать животных и их детенышей: еж, медведь, олень, бобер)
- Ребята, вы такие молодцы, справились и с этими загадками Лесовичка. А сколько нового о диких животных узнали от вас наши гости!
Физминутка
Игра забава на тему стихотворения «Песенка ежика»
3 остановка:
-Кто-то спрятался под кустиком? Наша Полина мастерица загадывать загадки. Давайте ее послушаем.
(ПОЛИНА читает загадку по методу А. Нестеренко про зайчика)
- Ребята, Лесовичок предлагает при помощи «волшебных экранчиков» рассказать нашим гостям о жизни зайчонка. Справимся? А поможет нам Яночка, она лучше всех знакома с жизнью диких животных.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (работа у арт-доски)
В качестве помощника – монитора привлечь ЯНУ
- Вы такие молодцы! Наши гости поражены вашими познаниями. А зайчик предлагает поиграть в его любимую игру «Зайка серенький сидит»
4 остановка
-И в заключении, ребята, Лесовичок предлагает вам поиграть в игру «Кто где живет?» (работа с планшетом: мультимедийная игра, направленная на закрепление названий жилищ диких животных)
Заключительная часть
ИТОГ:
-Путешествие наше подошло к концу, пора возвращаться в детский сад. (слайд с изображением электрички, музыкальное сопровождение песенки «Мы едем, едем»)
Все, что мы знаем о диких животных, мы оформим в Книжке – малышке. А Яночка вместе с мамой оформили вот такой интересный «Альбом животных», где собрали стихи, рассказы о диких и домашних животных. Этот альбом можно посмотреть в любое время, его «домик» - на «природной» полочке