Ульяна Гудалина
Исследовательский проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников «Золотой ключик»
▼ Скачать +Заказ
Исследовательский проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников
1. Титульный лист.
Наименование (полное)организации государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Верхняя Подстепновка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Номинация Социально-коммуникативное развитие
Публикация «Исследовательский проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников „Золотой ключик“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Название конкурсной работы Исследовательский проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников «Золотой ключик»
Авторы.
1. Куюков Леонид
2. Семенов Илья
3. Валуйских Мирослав
4. Валуйских Милана
5. Гавриков Иван
Возраст участников
6. Куюков Леонид – 5лет
7. Семенов Илья – 5лет
8. Валуйских Мирослав - 5лет
9. Валуйских Милана – 5лет
10. Гавриков Иван – 5лет
Руководитель проекта (Ф. И. О. педагога) :
1. Новгородцева Галина Викторовна
2. Гудалина Ульяна Александровна
2. Информационная карта проекта.
1. Полное название проекта. Исследовательско-творческий проект по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников «Золотой ключик»
2. Количество участников проекта : 5детей и 2взрослых.
3. Сроки проведение проекта : середина февраля–март 2021года.
4. Проблема (или идея) детская. Для современного дошкольника деньги представляют особый интерес и вызывают желание совершать покупки. Часто такие покупки имеют импульсивный характер,при этом ребенок не осознает стоимость товаров и ценность денег. Совершать покупки детям очень нравится, желание приобретать еще и еще усиливается и может привести к потребительскому отношению. Бывает так, что желание приобрести дорогостоящую игрушку, увиденную в рекламе,не может быть исполнено родителями сиюминутно в виду ограниченности средств. Что приводит ребенка к непониманию и огорчению. Проблема, с которой сталкивается ребенок – как получить желаемую вещь или игрушку за счёт собственных личных сбережений (поиск возможностей для приобретения желаемого, как запланировать покупку дорогостоящей игрушки и рассчитать время ее реального приобретения
5. Цель, направление деятельности проекта. Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка рационального финансового поведения – сберечь минимальные доступные средства для приобретения желаемого в будущем, а также исследование различных видов и способов получения «доходов»(находка, денежный подарок, клад, вклад, копилка) и определение самого надежного (быстрого) способа приобретения желаемого.
6. Ожидаемые результаты (продукт проекта) :
Продукт проекта. «Золотой ключик» - наглядное пособие для «Уголка финансовой грамотности», представляющее идею ребенка о доступном способе сберечь полученные денежные средства на покупку желаемой вещи или игрушки.
Ожидаемые результаты:
• ребенок осознает необходимость сбережений доступных денежных средств, обращается к родителям не только с просьбой о покупке желаемого, но также с предложением спланировать и рассчитать время возможного приобретения дорогостоящей вещи или игрушки в будущем;
• активно использует в игровой деятельности основные экономические понятия и категории: деньги, цена, товар, стоимость, дорогостоящий, сбережения, семейный бюджет и пр.
• ребенок способен выразить свою идею в виде творческого продукта, используя различные средства изобразительной деятельности.
7. Основные этапы проекта :
Этап Формы образовательной деятельности
Задачи Время в режиме Срок реализации Участие семьи в проектной деятельности
1 этап
Мотивационный Создание проблемной ситуации «Мы нашли копеечку» ( почему так говорят: «Копейка, рубль бережет) Развивать у детей желание бережно относится к деньгам Вторая половина дня 1 неделя Читают вместе с детьми поговорки о деньгах
Чтение сказки К. Чуковского «Муха - цокотуха»
Развивать у детей желание продолжить сказку, или придумать другое окончание, помочь героине правильно использовать денежку для достижения своей цели Рекомендовать родителям нарисовать рисунок по прочитанной сказке
Беседа с детьми «Откуда денежка пришла» (пословицы, поговорки) Развивать у детей знания о пословицах и поговорках о деньгах Утренний сбор
Создание с детьми вместе с воспитателем модификации сказки «Муха-цокотуха» Вторая половина дня Обсуждение с родителями нового варианта сказки
2этап основной Изготовление Золотого ключика
Создание пособия для реализации проекта Вторая половина дня 2недели
Родители принимают участие в разработке и оформлении ключей с мнемотаблицей (огород на окне своими руками, поделка, подарок на день рождение (клад, накопление денег (копилка)
Игровая обучающая ситуация с литературными персонажами
Закрепление понимание важности и пользы труда для финансового благополучия семьи. Утренний сбор Предложить родителям создать фотовыставку «Каждый труд в почете» (о своих профессиях)
НОД «Юные кладоискатели»
В виде квест –игры по поиску клада с обязательным выполнением заданий на своем пути.
Детская творческая мастерская
Рисование в нетрадиционной технике «Тиснение» «Монета для Мухи-Цокотухи».
Попросить родителей рассмотреть вместе с детьми монеты разного достоинства
Беседы с детьми «Зачем человеку деньги». «Какими бывают деньги?»
Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значении в жизни человека.
Побеседовать с детьми по поводу цен и качества товаров.
Создание коллекции денежных знаков и монет с помощью родителей.
Развитие способностей распознавать денежные знаки Презентация своих коллекций
Просмотр презентации «Как появились деньги». Познакомить с историей возникновения денег, их изменением со временем, современным видом денег, электронными деньгами.
Посоветовать родителям посетить банк, познакомить детей с банкоматом и банковской картой
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
Проанализировать отношение родителей к вопросу финансового воспитания в семье.
Заполняют анкеты
Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад», «Фиксики. Деньги».
Развивать у детей интерес к просмотру мультфильмов с содержанием по финансовой грамотности Обсудить с детьми просмотренные мультфильмы
Знакомство с повестью-сказкой С. Михалкова «Похождения рубля».
Развивать пространственное мышление, пополнять свои знания о истории рубля Побеседовать с ребенком о прочитанном произведении
Мастер- класс совместно с родителями по изготовлению поделки копилки своими руками.
Мотивация родителей к совместному творчеству с детьми
Изготовление родителями вместе с детьми поделки-копилки
Сюжетно-ролевая игра «Рынок «Селяночка» (что вырастили у себя на огороде, то и продаем)
Отражение представлений об окружающем мире, взаимоотношениях людей (идея-открытие и продвижения бизнеса с помощью рекламы)
Создать рекламу своих продуктов выращенных на своем огороде
3этап заключительный Презентация моделей «Золотых ключиков» с помощью сказочного героя «Буратино» Оказывают помощь в изготовлении «Золотых ключиков» (с мнемотаблицами)
Театрализованная постановка сказки «Как Муха-Цокотуха чайную открыла» Помогают в изготовлении декораций, костюмов к сказке.
• 2этап-основной, продолжительность – 2недели:
- Изготовление Золотого ключика! Каждая ключик имеет свою форму, на нем распологается мнемотаблица - идея для заработка (посадка саженцев «огород на окне», поделка своими руками и/или с помощью родителей, подарок на день рождения, клад, накопление денег (копилка)
- Игровая обучающая ситуация с литературными персонажами.
ИОС «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». (Муха- Цокотуха решила открыть чайную)закрепление понимание важности и пользы труда для финансового благополучия семьи.
- НОД «Юные кладоискатели» в виде квест –игры по поиску клада с обязательным выполнением заданий на своем пути.
- Детская творческая мастерская. Рисование в нетрадиционной технике «Тиснение» «Монета для Мухи-Цокотухи».
- Беседы с детьми «Зачем человеку деньги». «Какими бывают деньги?»Проанализировать знания детей о деньгах, их названии, значении в жизни человека. Познакомить с названием денег в России, делением денег на купюры и монеты, с названием денег некоторых других стран. Формировать представления об истории возникновения и эволюции денег; их значение в жизни современного человека
- Создание коллекции денежных знаков и монет с помощью родителей.
- Просмотр презентации «Как появились деньги». Познакомить с историей возникновения денег, их изменением со временем, современным видом денег, электронными деньгами.
- Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»Проанализировать отношение родителей к вопросу финансового воспитания в семье.
- Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад», «Фиксики. Деньги».
- Знакомство с повестью С. Михалкова «Похождения рубля».
-Мастер- класс совместно с родителями по изготовлению поделки копилки своими руками.
- Сюжетно-ролевая игра «Рынок «Селяночка»(что вырастили у себя на огороде, то и продаем)- отражение представление об окружающем мире, взаимоотношениях людей (идея-открытие и продвижение бизнеса с помощью рекламы) Дети играют в «Рынок «Селяночка». Выбирают продавца на рынке «Селяночка», он формирует витрину с фруктами, овощами и прикрепляются ценники (дети уже знакомы с цифрами и числами; это могут быть готовые таблички-наклейки или самостоятельно подписанные листочки). На «прилавке» есть игрушечная касса с банкнотами и монетками. Дети распределяются роли : продавец, кассир, покупатели, рекламный агент, привлекающий внимание покупателей с помощью флаеров «Акция на фрукты!» Следует разыгрывание вымышленной ситуации: выбор товаров покупателями по «акции» или «без акции», создаем ситуацию выбора принятия решения совершения покупки, экономии собственных средств.
• 3этап-заключительный
Подведение итогов реализации проекта :
- презентация моделей «Золотых ключиков» (способов получения собственных денежных средств)
- театрализованная постановка сказки «Как Муха-Цокотуха чайную открыла» (способ воплощения одной из идей в театральной постановке)
Очень много всего! Отобрать только то, что относится к идее проекта. Распределить между деятельностью в группе и дома. Лучше меньше, но по смыслу.
В проекте меняется смысл. Начинается и заканчивается Мухой-цокотухой. Идея сказки - нашла денежку. ВЫВОД! Находка – это самый лучший доход. А у нас - сбережения! И возраст тоже надо учитывать. Надо еще думать. Может и хорошо, что начинается с мухи, а дальше нужен Буратино, а потом Простоквашино. И каждое произведение про новый способ дохода. А рациональный – сбережения! Ключик – от чего, может от сейфа -O-?
Ребенок поймет, что он делает и зачем?