Наталья Башкирова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знакомство с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Воспитатель : Башкирова Н. Ю. Организационная информация: Доминирующая область: речевое развитие. Методическая информация:
Тема: «Знакомство с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Методы и приемы реализации содержания занятия :
• игровая мотивация,
• чтение рассказа,
• вопросы,
• анализ,
• закрепление.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Знакомство с рассказом Н, Н, Носова „Живая шляпа“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное». Вид детской деятельности:
- игровая,
- познавательная,
- продуктивная,
- коммуникативная.
Возрастная группа : старшая группа. Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям и творчеству Н. Н. Носова.
Задачи:
1) Формирование словаря:
- обогащать словарь за счет введения существительные комод, кочерга.
2)Звуковая культура речи, подготовка детей к обучению грамоте:
- формировать умение находить слова на заданную букву, звук (ж, ш).
3)Грамматический строй речи :
- продолжать совершенствовать у детей умение составлять простые и сложные предложения в процессе пересказа.
4) Связная речь:
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи : закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы педагога;
- закреплять умение внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.
5) Интерес к художественной литературе:
- развитие интереса к художественной литературе посредством работы с выставкой книг.
6) Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать рассказ.
Планируемые результаты: У детей сформировано эмоциональное отношение к художественному произведению; дети рассказывают о своём восприятии конкретного поступка литературного героя; ребята умеют составлять описательные рассказы по иллюстрациям.
Методы и приемы: сюрпризный момент, чтение рассказа, вопросы, анализ, пересказ, закрепление. Словарная работа: комод, кочерга. Организация среды для проведения образовательной деятельности: ноутбук, электронная презентация, книга с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа», картинки с шляпами сказочных героев, иллюстрации к рассказу, смайлики с эмоциями, шляпа. Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты: размещение в «литературной гостиной» иллюстраций произведений Н. Н. Носова, его портрет и книги; чтение рассказов Н. Н. Носова; рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
Конспект занятия (образовательной деятельности).
1. Вводная часть.
1.1. Введение в тему: Дети входят в группу и встают перед гостями.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Как вы видите у нас сегодня гости, поздоровайтесь с гостями.
1.2. Мотивация (Сюрпризный момент) :
Воспитатель: - Ребята, придя сегодня в детский сад я обнаружила вот этот предмет. (Воспитатель показывает детям шляпу). Что это? (шляпа) - Интересно, откуда она могла появиться здесь? (ответы) - Мне кажется - это какой - то неумеха бросил ее здесь. - Ребята, а вы знаете, как правильно беречь свои вещи? (ответы детей) – Да, у каждой вещи должно быть свое место.
Воспитатель: - Ребята, а я, кажется догадываюсь почему шляпа появилась в нашей группе… Ведь 23 ноября празднуется годовщина со дня рождения одного из любимых детских писателей – Николая Николаевича Носова и именно он написал рассказ, в котором была шляпа. Предлагаю пройти на стульчики и посмотреть на экран.
(Воспитатель показывает детям портрет писателя и коротко рассказывает о нём.) (СЛАЙД 1)
II. Основная часть:
Воспитатель: - Ребята обратите внимание на экране портрет известного писателя Николая Николаевича Носова. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем Николай Николаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т. д. Воспитатель: - Пройдёмте дальше. (Выставка книг Н. Носова) (СЛАЙД 2). Воспитатель: -Ребята, посмотрите здесь представлена выставка книг Н. Носова. Кого вы видите на обложках? (Детей). Воспитатель: - Это веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные книги с рассказами, настоящий подарок от замечательного писателя. Вы обратили внимание, я сказала книги с рассказами. В основном он писал рассказы для детей. А чем отличаются рассказы от сказок? Дети: Сказки - это выдуманные истории, а рассказы - это случаи из жизни. Воспитатель: - Да, молодцы. Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам сыграть в игру: «Угадайте, кому могут принадлежать эти шляпы?» (Воспитатель показывает картинки - шляпа Незнайки, шляпа Буратино, шляпа доктора Айболита, шляпа Звездочета, шляпа Красной Шапочки.)
(Дети называют героев, которым принадлежат шляпы, и герой появляется на экране.) (СЛАЙД 3)
Воспитатель: - Сегодня мы узнаем еще об одной знаменитой шляпе. - Хотите узнать какому герою она принадлежит? - Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой? (Ответы детей).
Воспитатель: - Посмотрите, у меня в руках замечательная книга Н. Н. Носова, рассказ называется «Живая шляпа».
Воспитатель: - Предлагаю вам сесть поудобнее и послушать рассказ.
(Выразительное чтение рассказа) (После чтения рассказа проводится беседа). Воспитатель:
- Вам понравился этот рассказ?
- Как назывался наш рассказ? (ЖИВАЯ ШЛЯПА)
- Слово «живая» начинается на какую букву? (ж) – Назовите ещё слова на эту букву!
- Слово «шляпа» начинается на какую букву? (ш) - Назовите ещё слова на эту букву!
- Смешная эта история или печальная? (смешная)
- Как звали мальчиков? (Володя, Владик).
- Почему мальчики решили, что шляпа живая? (Поползла).
- Как мальчики узнали секрет шляпы? (швырялись картошкой, и шляпа подскочила к верху)
- Что делали мальчики до того, как увидели «Живую шляпу»? (Раскрашивали картинки).
- Кто сидел под шляпой? (Котенок).
- Как звали котенка? (Васька).
- Что вам понравилось в рассказе больше всего?
- Какие непонятные слова встретились в тексте?
Дети: - Комод, кочерга.
(Слайды с изображением комода, кочерги)
Знакомство с новыми словами.
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.
Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи, толстый железный прут с прямо загнутым концом.
Воспитатель: - А, сейчас мы немного отдохнем.
Встаем со стульчиков, размещаемся на ковре, повторяем движения за мной.
Физ. минутка: (выполняются действия по тексту) (повторяется 2 раза)
В комнату вошёл мой папа (шаги с высоким подниманием ног)
Мама убрала в шкаф шляпу (встать на цыпочки, руки вверх)
В конуру залез наш пёс (присесть, руки к коленям)
Гриша нам арбуз принёс. (встать, развести руки в стороны)
Воспитатель: -Ребята, садимся обратно на стульчики.
Воспитатель: У вас под стульчиками лежат смайлики. Возьмите их. Сейчас я буду задавать вам вопрос, а вы будете показывать подходящую эмоцию.
Воспитатель: - Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)
Воспитатель: -Покажите, нужный смайлик.
Воспитатель: -Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота? (удивление).
Воспитатель: - Какое чувство пришло на смену удивлению? (радость).
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. Уберите смайлики под стульчики.
Воспитатель: - Ребята, а наша шляпа не простая, а волшебная. Сейчас я её одену и узнаю, что она хочет у нас узнать (одеваю). Ребята! Шляпа хочет, чтобы вы рассказали рассказ сами.
Воспитатель: -Давайте подойдём к этому столу. Посмотрите, на столе лежат сюжетные картинки по данному рассказу. В каждом произведении есть три части: начало, середина и конец.
III Заключительная часть.
Воспитатель: - Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа», выберите нужную картинку. Расскажите. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). (Опираясь на картинку дети по очереди рассказывают начало, середину и конец).
Воспитатель: - О чём говорится во второй части? Какая иллюстрация соответствует этой части?
Воспитатель: - Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Воспитатель: - Ребята, а сейчас присядем на коврик. Вот и подошло к концу наше занятие. С каким произведением и какого автора мы познакомились? (Ответы детей).
Воспитатель: - А, сейчас подойдите к своим стульчикам и выберите ту картинку с эмоцией, которая соответствует вашему сегодняшнему настроению. (Выбирают картинки с эмоцией.) Прикрепите на мальберт магнитами. Воспитатель: Я очень рада, что у вас хорошее настроение! Дальнейшая разработка темы: Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.