Семенец Ирина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Знакомство с прозаическим произведением Н. Носова «Живая шляпа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-продолжать формировать интерес к художественным произведениям; творчеству Н. Н. Носова;
-развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмора.
-воспитывать
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» :
-развивать художественно-речевую деятельность на основе рассказа;
-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Знакомство с прозаическим произведением Н, Носова „Живая шляпа“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
-обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом.
«Социально - коммуникативное развитие» :
-стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении;
-развивать социальный и эмоциональный интеллект;
-закрепить умения мимикой, жестами, движениями передавать состояние персонажей;
-закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи;
«Познавательное развитие» :
-продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова;
-учить дошкольников выделять части произведения (начало, середина, конец);
-знакомить с предметами обихода (комод, кочерга, их функциональными значениями;
-формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
«Художественно-эстетическое развитие» :
-прививать детям любовь к художественным произведениям;
-учить обращать внимание дошкольников на оформление книг, иллюстрации.
«Физическое развитие»
-обеспечить условия для профилактики утомляемости детей через смену видов учебной деятельности;
-развивать общую моторику и координацию движений.
Предварительная работа: создание выставки произведений, чтение рассказов Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Ход занятия
В: Ребята, я приготовила для вас загадку- Не дерево,а с листочками
Не рубашка,а сшита
Не человек, а рассказывает.
В:-Что это? (ответы детей-книга). А как называется место, где хранятся книги? (библиотека)
Правильно, там мы недавно были с вами. Видели как много там разных книг-энциклопедии, стихи, сказки и рассказы. А чем отличаются сказки от рассказов? (ответы детей-в рассказе говорится о том, что случилось в жизни или может случится, нет чудесных превращений и волшебства,как в сказке)
В: Правильно. А кто пишет рассказы? (ответы детей-писатели).
У нас на группе есть выставка писателя Николая Носова и его произведений. Перед нами портрет Николая Николаевича Носова. Он является одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Его книги хочется читать и перечитывать. Писателем НиколайНиколаевич стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т. д.
Мы с вами читали много произведений Николая Николаевича и я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай рассказ по предмету»
- Перед вами предметы, вам нужно назвать из какого рассказа Н. Носова они
Штаны с заплаткой - рассказ «Заплатка».
Две собачки- рассказ "Бобик в гостях у Барбоса"
Кастрюля – рассказ «Мишкина каша».
Огурец – рассказ «Огурцы».
Телефон – рассказ «Телефон»
Леденец – рассказ «Леденец»
Автомобиль – рассказ «Автомобиль».
Лопата – рассказ «Огородники».
-Молодцы, ребята, как хорошо вы знаете произведения.
Вчера я ходила в библиотеку и взяла еще один рассказ Н. Носова, название его я вам не скажу, вы сами придумаете его после того, как прослушаете. Слушайте внимательно, старайтесь все запомнить. (Чтение рассказа «Живая шляпа» с показом слайдов иллюстраций художника И. М. Семенова)
Беседа с детьми по содержанию рассказа:
- Вам понравился рассказ?
- Как звали мальчиков (Вовка и Вадик)
-Что делали мальчики? (сидели за столом и раскрашивали картинки)
-Где лежала шляпа? (на комоде)
-Где сидел котенок? (на полу возле комода)
-Куда побежали мальчики, когда шляпа поползла к дивану (на кухню)
-Что делали мальчики, чтобы спугнуть шляпу? (стучали по полу кочергой, кидали картошкой)
- Кто из мальчиков попал первым? (Вадик)
-Что сначала высунулось из- под шляпы? (серый хвост)
- Как звали котенка? (Васька)
-Скажите, история, которая произошла с мальчиками смешная или грустная? (ответы детей)
- А что вам показалось самым смешным?
-Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
В:-ребята, какое название вы придумали этому рассказу? (ответы детей). Хвалю за активность, фантазию.
Ребята, Н. Носов назвал свой рассказ «Живая шляпа». Почему? (ответы детей)
В:-А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем-встаньте около своих стульев
- Скажите, а мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу?
-А сможете мимикой показать, как они испугались?
А теперь покажите:
-как они тряслись от страха, сидя на диване;
- как они побежали из комнаты;
-как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.
-как они удивились увидев котенка под шляпой
-как они обрадовались Ваське
В. Молодцы
- Какие непонятные слова встретились в тексте? (Комод, кочерга.)
(Слайды с изображением комода, кочерги)
Комод- низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.
Кочерга- приспособление для перемешивания топлива в печи, толстый железный прут с прямо загнутым концом.
А теперь подходите к столу. Смотрите, здесь лежат картинки из рассказа "Живая шляпа"
В: В каждом произведении обязательно есть 3 части – начало, середина и конец. Надо разделить эти картинки на три части. Вспомните, как начинается рассказ «Живая шляпа». Какое название можно придумать для первой части?
-О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для второй части?
- Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать третьей части рассказа?
(Дети выполняют работу и называют части рассказа, как они придумали)
В. Вы, знаете, ребята, по некоторым рассказам Н. Н. Носова уже сняты мультфильмы. Например «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки». А мультфильма по рассказу «Живая шляпа» еще нет! А вы хотите стать авторами этого мультфильма? Я предлагаю вам нарисовать понравившийся момент рассказа, потом ваши рисунки мы сфотографируем, сделаем из них мультфильм и покажем родителям.
Вот подходит к концу наше занятие.
- С каким рассказом сегодня познакомились?
- Кто автор?
- Ребята, как вы думаете, это история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей)
В. Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, поэтому все запомнили.