Екатерина Вишнякова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит ворона. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там написано.
Я,Ворон, живу в лесу. Сегодня в лесу переполох: одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму. Помогите мне разобраться!
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: Давайте мы с вами, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы должны улететь, а какие остаться с нами и встретимся с вороном в лесу.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! (Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка с пением птиц.)
Вводная часть :
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы? Это нас встречают друзья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на опушке птиц. а вот и ворон,давайте спросим что же ппроизошо.
Воспитатель: что произошло?
Ребята, он говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться, а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы, улетели или нет.
Основная часть:
Дети подходят, смотрят и называют птиц : ласточка, скворец, кукушка.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что они улетают в тёплые края.
Воспитатель: Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?
Дети: Они замёрзнут от голода и холода. Давайте мы их отправим.
Воспитатель: Ребята, а какие птицы остались? Давайте мы назовём их.
Дети называют птиц : синица, голубь, снегирь, воробей, дятел.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему их так называют?
Дети:Потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются всегда снами.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель:Сейчас мы в месте поиграем в игру
«Кто какой?».
Воробей какой? – маленький, серый, шустрый. Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? –короткоклювый. Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? –коротколапый. Если у воробья короткийхвост, значит воробей какой?–короткохвостый. Как подает голос воробей? –чик-чирик. Что делает воробей? –чирикает. Где живет воробей?- в городе. Вот какой замечательный воробей.
Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –толстоклювый. Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –красногрудый. Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой?-черноголовый. Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает. Где живет снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Вот какой красивый снегирь.
Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица?-Желтогрудая синица. Если у синицы голова черная, значит какая синица? –черноголовая. Как подает голос синица? –тинь-тинь. Что делает синица? –тинькает. Где живет синица? -В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Какая замечательная синичка.
Посмотрите внимательно на сороку. Сорока какая? –ловкая, суетливая. Если у сороки белые бока, значит какая сорока? –Белобокая. Если у сороки длинный хвост, значит какая сорока?-длиннохвостая. Как подает голос сорока? –тр-тр. Что делает сорока? –трещит. Где живет сорока?-в лесах, неподалеку от человека.
Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – дятел. Дятел какой? –трудолюбивый, шумный. Если удятла длинный клюв, значит какой дятел?-длинноклювый. Если удятла красная голоыв, значит какой дятел?-красноголовый. Если удятла белая грудь, значит какой дятел?-белогрудый. Как подает голос дятел?-кик-кик. Что делает дятел?-стучит. Где живет дятел? – в лесу.
Воспитатель:Вот какие замечательные зимующие птицы.
Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да).
Воспитатель: Ребята, Сарака Белобока еще хочет с вами поиграть.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение на дыхание:
«Улетают птицы»--И. п. : ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;
2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем, из каких частей, состоят птицы?
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос?
Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?
- Рассмотрите и опишите хвост.
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает,а кто заботится о них в холодное время года?
(в холодное время года о птицах заботятся люди)
Как заботятся люди о птицах (люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц.)
А чем можно угостить наших пернатых друзей? – семечками, зерном, семенами, ягодами.
А какой корм больше всего любит воробей? –семечки.
А какое любимое блюдо у снегиря?- ягоды рябины.
А чем бы полакомилась синичка? –салом сырым, несоленым.
А что больше всего любит сорока?-зерно.
А чем можно угостить дятла? –семенами, ягодами.
Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы : у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.
Физкультминутка перелетные птицы
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
А теперь садитесь на свои места.
Воспитатель:а давайте попробуем сами рассказать о птичке.
Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.
- Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях.
Воспитатель: А сей нам пора возвращаться. Раз, два, три повернись, в группе снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе.
Заключительная часть:
воспитатель:.Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?