Лариса Сергеева
Занятие по развитию речи «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей составлению описательных рассказов с опорой на схему. 2. Совершенствовать внимание и словесно-логическое мышление. 3. Активизировать словарь детей словами: времена года, снег, дождь, ветер, солнце.
Материал к занятию: Картины с изображением пейзажей в разное время года, картинки— шутки с изображением нелепых ситуаций, схема для составления описательных рассказов о временах года, фотография негритянской девочки, конверт с письмом.
Публикация «Занятие по развитию речи „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель загадывает загадки о временах года.
Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весной)
Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает? (Летом)
Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает, Когда это бывает? (Осенью)
— Дети, разложите картины по временам года последовательно, так как времена года сменяют друг друга. (Дети выполняют задание.) — Назовите последовательно все времена года.
Воспитатель достает из сумки конверт, читает письмо:
— Здравствуйте, ребята Меня зовут Мэри. Я живу в Африке, где целый год лето. Я узнала, что в вашей стране четыре времени года и все они разные. Расскажите мне о них. Это так интересно!
Воспитатель достает фотографию негритянской девочки. Затем предлагает рассказать по плану-схеме о временах года; выставляет на доску картины с изображением разных времен года и схему составления рассказа. (Воспитатель напоминает, что говорить надо четко, громко, выразительно, без остановок).
Игра «Что неверно нарисовал художник?» Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций. Например: Незнайка зимой лежит на снегу в плавках и загорает, рядом дети лепят снежную бабу, цветут ромашки и т. д.
Задание воспитателя: объяснить, что неверно нарисовал художник, почему так не бывает в жизни.
Дети рассказывают о неточностях, воспитатель следит за правильностью аргументации и составления предложений.
Игра «Встаньте по порядку»
Воспитатель выставляет на доску 4 картины (времена года). Затем предлагает вызванным детям взять картины и встать так, как следуют времена года. Игра повторяется со сменой первого времени года. Детям предлагается объяснить, почему они встали именно так, а не иначе.
Игра «Что хорошего, что плохого?»
Воспитатель предлагает детям вспомнить погоду в разные времена года и объяснить, что хорошего, а затем что плохого в таких явлениях, как снег, дождь, ветер, солнце. Например; дождь дает влагу растениям, моет улицы, дома — это хорошо; под дождем можно промокнуть и простудиться — это плохо.
Динамическая пауза
Воспитатель предлагает детям представить то время года, о котором он будет рассказывать, и выполнить вслед за ним движения.
Вот и наступило лето, руки вперед, в стороны. Солнцем вся земля согрета. поворот вокруг своей оси. Мы на солнце загораем, руки на затылок. Землянику собираем, присесть. Ловко плаваем в реке, движения пловца руками. Спим, свернувшись в гамаке. руки под щеку.
Воспитатель предлагает детям прослушать музыку, представить себе природу в любое время года, а потом рассказать о представленном. Воспитатель предлагает подобрать определения к каждому времени года.
— Какое лето? (Веселое, радостное, беззаботное, теплое, солнечное.) — Какая зима? (Снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная.) — Какая весна? (Зеленая, ранняя, поздняя, теплая.) — Какая осень? (Дождливая, золотая, разноцветная, хмурая.)
— Дети, вот мы и рассказали негритянской девочке Мэри обо всех временах года.
Подводятся итоги занятия.