Инна Потапова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года»
Ход занятия
1. Организационный момент
Встаё м с детьми в круг и проговариваем:
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг - берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонны, месяцы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими стать - приседаем,
Можем мы большими быть - встаём,
Можем ближе быть друг другу – сходимся в круг
Можем волю дать мы кругу – расходятся, делают круг шире.
Главное мы вместе, дружно и поможем когда нужно.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Послушайте стихотворение-загадку.
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята – это времена года.
Наверное, вы все догадались, что речь у нас сегодня пойдёт о временах года.
(Стук в дверь)
Ребята, вы слышите, кто-то стучится, (ответы детей, я пойду, проверю.
Смотрите, кто пришёл к нам в гости, это внук деда Года, гномик Вася.
Давайте поздороваемся с ним дружно.
Гном: Здравствуйте ребята, мне сказали, что вы дети грустные
Дети: Нет, мы весёлые.
Гном: А мне сказали, что вы дети злые
Дети: Нет, мы добрые.
Гном: А мне сказали, что вы дети глупые
Дети: Нет, мы умные.
Гном: А мне сказали, что вы дети маленькие
Дети: Нет, мы большие.
Гном: А мне сказали, что вы дети враждебные
Дети: Нет, мы дружелюбные.
Гном: Это, правда, значит, я правильной дорогой шёл, ребята мне нужна, ваша помощь, а почему я вам сейчас расскажу.
«Жили-были четыре времени года, четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Приходило время, и они сменяли друг друга чётко по времени. Что случилось в природе? Всё перепуталось, времена года стали сварливыми, и, наконец, совсем рассорились, начали обвинять друг друга в нарушении природного графика, обвинять в захвате времени.
Началось всё с зимы, помните, в этом году она никак уходить не хотела? В марте были такие снегопады, да и морозы не отступали. Весне мало времени осталось. Если она затянется, то лето будет самым коротким и осень тоже. И опять наступит Зима. Ну как тут жить мирно!
Смотрел на всё это Год, а он родной отец всех времён года, да решил, что негоже так сё страм ссориться: «Что же вы времена добрые, в плохие превращаетесь? Жить бы вам мирно, но раз не можете вы сами к согласию придти, то шлю вам письмо с заданиями, выполните, их верну, вас на свои места, нет век вам, жить, в путанице!»
Воспитатель: И чем же мы можем тебе помочь?
Гном: Я приглашаю вас отправиться со мной в гости ко всем сёстрам и помочь им выполнить задания, а тем самым примерить их.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем временам года помириться, чтобы они все жили в мире и согласии.
Дети и воспитатель отправляются в гости к зиме.
Воспитатель: Здравствуй Волшебница-зима.
Зима: Здравствуйте дети, зачем пожаловали?
Воспитатель: Мы хотим, позвать тебя в гости к твоим сёстрам и померить вас.
Зима: Хорошо, я пойду с вами, но только если вы докажете, что хорошо меня знаете, а то я слышала, что ни кто меня не любит и хочет, чтобы я быстрей уходила, а если вы отгадаете мои загадки, то значит ждёте меня всегда и очень хорошо со мной знакомы
Подышал он на окно —
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Инеем укрыл.
(Мороз)
Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это-…
(Лед)
Мошки белые порхают.
Не жужжат и не кусают,
Лишь садясь к нам на реснички,
Превращаются в водичку -
Очень мелкие слезинки.
Называются…
(Снежинки)
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это — снежная …
(Метель)
Вот молодцы, всё про меня знаете, так и быть отведу вас к своей сестрице Осени.
Дети идут в гости к Осени.
Воспитатель: Здравствуй плодородная Осень.
Осень: Здравствуйте дети, я рада вас видеть, зачем вы пришли ко мне.
Воспитатель: Мы пришли не одни, а с твоей сестрой, потому что хотим, чтобы все жили в дружбе и согласии.
Осень: Да я не против, я пойду с вами к Лету, но не могу отправиться без сопровождения, без моего листопада, а когда мы с сестрёнками ссорились, мои листики испугались и разлетелись кто куда, если вы поможете мне их найти и собрать, то мы с вами будем двигаться дальше к вашей цели.
Проводится речевое упражнение «Падают, падают листья» (с использованием листьев – поддувалочек)
Цель: упражнять детей в употреблении пространственных предлогов на, под, в, за.
Ход упражнения.
Листья разложены, дети должны их найти и назвать места, где они находятся: на подоконнике, пот столом, в корзине, за полкой и т. д.
Тихо листики висели,
Полетать вдруг захотели
И устроить листопад
Попросили у ребят: ….
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Дети дуют на листья, так, чтобы они полетели.
Лето: Я приветствую вас ребята!
Воспитатель: Здравствуй, солнечное лето, мы пришли к тебе сегодня не одни, с твоими родными сестрёнками Зимой и Осенью, хотим вам помочь помириться и жить дружно.
Лето: Я уже давно жду своих сестрёнок и хочу с ними помириться и больше никогда не ссориться, а для того, чтобы у нас всё получилось, я предлагаю, поиграть в одну летнюю забаву, ведь любое дело если его делать сообща, очень сближает друзей, а особенно весло если это происходит во время игры.
Ребята, а какие летние развлечения вы больше всего любите?
Ответы детей.
Лето: я больше всего люблю катать всех на каруселях, поэтому занимайте места, и мы с вами прокатимся.
Карусели
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темп
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает
Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.
Все оправляются к Весне.
Воспитатель: Здравствуй красавица Весна.
Весна: Здравствуйте, я рада видеть вас у себя в гостях.
Воспитатель: Мы пришли к тебе не одни и не просто так, помогли нам к тебе добраться твои сестрёнки, чтобы вы все помирились, и каждая из вас была в своё время.
Весна: Я очень рада, ведь я так не люблю ссориться и ругаться, но у меня приключилась беда, я перепутала все свои признаки, а если они не будут следовать по порядку, то весна никогда не наступит.
Воспитатель: Весна, это для нас не проблема, мы очень хорошо знаем признаки весны, правда, ребята.
Дети составляют мнемотаблицу «Весна»
Воспитатель: Ну, вот все сестрицы вместе, теперь они знают, что у каждой своё время, и больше никогда не наступит путаницы. Ребята, а давайте расскажем, за что мы любим времена года, с помощью нашего солнышка.
Но посмотрите чего не хватает у него. (солнышко без лучиков)
Ответы детей.
Воспитатель: давайте сделаем настоящее солнышко, каждый из вас возьмёт по лучику и скажет, какое время года он больше любит, и за что.
Дети берут по лучику.
А теперь сделайте солнышко.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим, наше солнышко Временам года и если они только опять начнут, ссориться, то увидав, его они сразу же вспомнят, как сильно их все любят и ждут. Давайте, расскажем в доказательство об этом, стихотворение.
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Лес наряд свой сбросил.
В. Степанов.
Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями:
ДО-ДО-ДО-Досвидания говорим!
ПО-ПО-ПО-Попрощаться мы хоти!
Ж-Ж-Ж-Ждём вас в гости мы всегда!
Живите дружно и не ссорьтесь никогда-да-да-да!
Гости прощаются и уходят.
Воспитатель: Ребята, скажите, удалось ли нам примерить сестёр?
Вы молодцы, помирили все Времена года. Доказали, что любите, ждёте и знаете всё про Зиму. Помогли Осени собрать её листики и устроить настоящий листопад. Лето увидело, как мы любим играть, и веселится, когда наступает её время. Весне мы собрали признаки по очереди и помогли избежать путаницы. А самое главное сделали солнышко примирения и подарили сестрёнкам, оно у нас получилось очень весёлое и дружелюбное.
Я думаю теперь Времена года больше никогда не будут ссориться и путаться, ведь у каждой свой черёд.