Алсу Худайбердина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: звук [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж. Показать детям артикуляцию звука «Ж», воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.
Задачи:
Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; умение определять слова со звуком ж. -Продолжать учить детей создавать несложную композицию; по-разному располагать изображение на листе
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи: звук [ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая : развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; развивать мышление, внимание, память. Развивать умение аккуратно пользоваться клеем, выполнять работу. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания.
Воспитательная: воспитывать интерес к звуку Ж через использование знаний про насекомых. Воспитывать умение работать в группе, создавая одну композицию, воспитывать бережное отношение к насекомым.
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание иллюстраций про насекомых, проговаривание чистоговорок, игры на зкр,
Методы и приемы: игра-геокешинг, показ, объяснение, хоровые и индивидуальные проговаривания, художественное слово, наглядные и практические действия, использование медиа-объекта (слайд, презентация)
Словарная работа: жук, жираф, кружок, флажок, жуть, жить, жужжать.
Использование оборудования: коробки с подсказками, ПРсреда, компьютер, экран, материал для коллективной аппликации (бумажные насекомые, фон для насекомых, клей., игрушки- насекомые (2шт. ,
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Сегодня на наше занятие пришли гости- воспитатели из другого детского сада. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
В-ль: Посмотрите, что я нашла у входа в нашу группу. Как вы думаете что это? (Воспитатель входит в группу с яркой коробкой в руках.)
Давайте заглянем туда! Ой, что-то не открывается коробочка (воспитатель пробует открыть коробку, но ничего не выходит.)
Может надо всем похлопать в ладоши? (Дети с воспитателем хлопают, коробка не открывается)
А может потопать?
Может надо всем на нее сильно- сильно подуть? (Все дуют, коробка открывается.)
Сейчас посмотрим, что же тут (Воспитатель открывает коробку и начинает жужжать)
Воспитатель: –Слышите, кто-то песенку поет. Ребята, а кто знает, кто может петь такую песню.
Дети: ж-ж-ж- это песня жука.
Воспитатель: достает из коробки двух жуков (1-маленький; 2-большой) - «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж».
Песня поётся уже в горлышке, Даниил?
- Да.
Воспитатель: - Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесё м все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Артем.
- Ж-ж-ж.
- Молодец. Теперь Света.
- Ж-ж-ж.
- Умница.
- Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука. (маленького- тихо, большого-громко).
Воспитатель: в коробке ещё листочек есть и на нем что-то написано.
«Ребята, мы приготовили для вас угощение, но его украл паучок и спрятал где-то в вашей группе. Хотите его найти? Паук приготовил для вас задания, если все правильно выполните, найдете клад с угощениями. Вот подсказки.»
Первая подсказка- куклы (задание в руках у куклы в кукольном уголке в коробке)
Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:
(слайд на экране, в которых есть звук «ж»).
Жжжук, кружжжок, жжжираф. Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф, флажжок.
Произнесём все вместе. Теперь произнесёт Ваня.
- Жжжук, кружжжок, жжжираф.
- Молодец. А сейчас Есения.
- Жжжук, кружжжок, жжжираф.
- Умница.
- Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).
Воспитатель- молодцы, хорошо справились с этим заданием.
А вот вторая подсказка- Лего-конструктор (задание в лего-уголке в коробке)
Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».
Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.
Итак, начали:
1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).
2) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
3) И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по… (животикам).
4) Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало… (жарко).
5) А рядом бегемотики
Схватились за (животики).
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель: - Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки». Давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг. …
Физкультминутка
На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.
Жук летал в цветной рубашке.
-Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево
Низко, низко наклоняюсь. Выполняют наклоны вперед-вниз
На цветке я посидел, Приседают
Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.
Третья подсказка – книга (книжный уголок)
Презентация. отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова
Воспитатель: Читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:
Слайд № 4 Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.)
Слайд №5 Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»
Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел)
Пел он, пел и не заметил, как уснул.
Слайд № 6 Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.
Слайд № 7 И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз)
Четвертая подсказка- доска
(на доске висит фон картинки-природы, вырезанные насекомые из бумаги)
Воспитатель: Насекомые потерялись и их нужно вернуть на место обитания. (дети приклеивают насекомых на фон природы)
Воспитатель достает клад (коробка с угощениями)
Вот и нашелся клад, значит Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?
- Познакомились с новым звуком «Ж»;
- Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;
- Что вам больше всего запомнилось?
- А что было трудно, с чем вы не справились?