Урусова Наталья
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие : Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»
Цель:
1. Учить детей пересказывать текст.
2. Познакомить с незнакомыми словами: «колхоз», «брызнул»;
3. Учить подбирать прилагательные к слову «дождь», правильно проговаривать окончание;
4. Подвести к образованию названий лиц по профессии;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Пересказ рассказа Я, Тайца „Послушный дождик“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тайц Я.М.
- Темочки
5. Активизировать в речи детей названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.
Прочитать рассказ Я. Тайца «Послушный дождик».
Я. Тайц «Послушный дождик»
Надя спросила:
— Дедушка, а ты кто в колхозе?
— Я — начальник дождя.
Надя засмеялась:
— А у дождя начальников не бывает!
— А вот и бывает! — сказал дедушка.
Он повёл Надю на речку. Там длинные-длинные огородные грядки. А над ними — длинные-длинные тонкие трубы а в трубах дырочки.
Дедушка открыл кран — и сразу из всех труб брызнул дождик и давай поливать грядки!
Потом дедушка закрыл кран — и дождик перестал.
Надя спросила:
— А можно мне?
Она открыла кран — дождик пошёл. Закрыла — перестал. Вот какой послушный дождик у дедушки в колхозе!
Ход занятия
Улыбнись скорее! День будет веселее.
Мы погладим лобик, носики и щёчки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём!
Спросить у ребенка, что мы используем, когда поливаем комнатные растения или растения в своём огороде, растущие на грядках.
- А как поливают большой огород или поле? (ребёнок высказывает предположение)
- А хочешь узнать, как на самом деле поливают большие поля и огороды?
Родитель читает рассказ Я. Тайца «Послушный дождик» (если ребенок умеет читать - читает самостоятельно)
- Давай проверим, как ты запомнил рассказ. Ответь на мои вопросы.
1. О чём говорится в этом рассказе?
2. Как назвал себя Надин дедушка?
3. Куда повел дедушка Надю? Зачем?
- Что означает слово «брызнул», как можно сказать по-другому? (полить, пойти, обрызгать, побежать, заструиться, полить ручьем, намочить, потечь).
4. Почему рассказ называется “ Послушный дождик”?
- Какой бывает дождик? (сильный, мелкий, моросящий, тёплый, холодный,
летний, весенний, грибной)
- Сейчас я ещё раз прочитаю тебе рассказ, а ты внимательно послушай и запомни.
Потом попробуешь его пересказать. (Попросите ребенка рассказать вам рассказ.)
Ты сейчас пересказал рассказ «Послушный дождик».
Давай немного отдохнём. Повторяй за мной.
Физ. минутка – самомассаж.
Вот у нас игра какая: хлоп ладошка, хлоп другая!
(хлопки в ладоши)
Правой, правою ладошкой мы похлопаем немножко.
(шлепки по левой руке от плеча к кисти)
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
(шлепки по правой руке).
А потом, потом, потом даже щёчки побьём.
(лёгкое похлопывание по щекам).
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(хлопки над головой)
По коленкам – шлёп, шлёп!
(хлопки по коленям)
По плечикам теперь похлопай!
(шлепки по плечам)
По бокам себя пошлёпай!
(шлепки по бокам)
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Справа можем! Слева можем!
И крест-накрест руки сложим!
(поколачивание по груди справа, слева)
И погладим мы себя – вот какая красота!
(поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам).
- Что же делал в колхозе Надин дедушка? Какую работу он выполнял?
- Кем работал дедушка, как называется его профессия? (Хозяин дождя – поливальщик.)
- Что же делает поливальщик?
- Что он поливает? (колхозные поля, огороды)
- Почему профессия так названа – поливальщик?
Составь предложение из трех слов со словом поливальщик?
- Какие еще ты знаешь профессии?
Ты назвал много профессий.
-Я предлагаю тебе посмотреть картинки, где мы сможем выяснить, какие бывают профессии и что нужно для работы людям разных профессий.
(Показать ребёнку картинку и спросить)
- Что делает портниха? (шьё т одежду: платья, пальто). Что ей нужно для работы? (нитки, иголки, материал)
- Что делает сапожник? (шьёт и чинит обувь) Что ему нужно для работы? (гвозди, молоток, иголки)
- Что делает врач? (лечит больных, осматривает, делает прививки)
Что ему нужно для работы? (лекарства, медицинские инструменты)
- В тексте есть интересное слово – «колхоз», как ты думаешь, что это такое? (предположение ребёнка)
- Это, когда несколько людей объединяются и вместе занимаются сельским хозяйством: сажают какие-то растения, вместе за ними ухаживают, вместе собирают урожай.
-Как ты думаешь то, что я тебе прочитала к какому жанру можно отнести: рассказ, сказка или стихотворение?
Чему ты учился на занятии? Оцени свою работу. Какой смайлик ты бы выбрал? Почему?