вера владимирова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с применением ТРИЗ-технологий «Экскурсия по стране «Умняшек»
Программное содержание:
Образовательные (коммуникативные) :
Актуализировать умение преобразовывать объект с помощью Волшебников (ТРИЗ, побуждать к фантазированию.
Упражнять в составлении вопросов с помощью карточек (вопросов, умение работать с планшетом.
Познакомить со способом составления метафор
Развивающие :
Способствовать формированию мыслительных операций и развитию речи.
Развивать диалогическое общение в процессе коллективных бесед.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с применением ТРИЗ-технологий „Экскурсия по стране „Умняшек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Воспитательные:
создать положительное эмоциональное настроение в группе.
Методы и приё мы:
1. Создание проблемной ситуации.
2. Работа с Волшебниками. Игра «Что хорошего и что плохого, если…»
3. Способы составления метафор.
3. Физкультминутка «Три медведя»
4. ТРИЗ игра-упражнение «Задай вопрос»
5. Обсуждение-беседа
Материалы и оборудование:
Подушка на каждого ребенка, мольберт-планшет, картины Волшебники, картины-объекты (еж, медвежонок, планшеты (один планшет на двоих).
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам побывать в стране «Умняшек». А на чем можно ехать? (Варианты детей). Хочу вам предложить полететь на необычном, волшебном транспорте: на подушке-самолете. Вы хотите летать на таком транспорте? Тогда устраивайтесь поудобнее. Все готовы? Полетели.
Воспитатель: Летим высоко над домами, над лесами. Ребята, держитесь крепче чтоб не упасть. Вижу вдали страну «Умняшек», смотрим в биноколь (воображаем биноколь, приземляемся. Эта остановка «Волшебники». Каких волшебников вы знаете? (Ответы детей). (Увеличения, Уменьшения, Окаменения, Оживления, Наооборот, Времени)
Помните, зимой мы с вами читали сказку «Зимняя сказка» С. Козлова? (Ответы и обсуждения детей).
Ребята, подумайте и скажите – что станет с Медвежонком если он подружится с Волшебником Увеличения? Уменьшения? Окаменения? Оживления? (Ответы детей).
Каждого Волшебника выставляет ребенок на планшет и рассказывает «Что случиться, Что хорошего и что плохого, если… (Работа с Волшебниками Увеличения? Уменьшения? Окаменения? Оживления)
Молодцы, остановку «Волшебников» прошли.
Следующая остановка «Метафора». Здесь мы с вами попробуем составить метафору. Метафора – это по другому составление загадки из 2 объектов по сходству и признаку.
Кто? Объект 1 - Ёж
Какой? Колючий
Что такая же? Объект 2 - Елка
Где? В лесу.
В каком? В темном, густом, страшном – (это признаки)
Что получилось? Ёлка страшного леса. - (получилась метафора)
Составим предложение. Колючая ёлка страшного леса росла одиноко. (Варианты составления предложений детьми).
Воспитатель: Молодцы ребята, составили мы с вами предложения используя Метафору, идем дальше.
Воспитатель: А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой
Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой.
Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом,
Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто.
Присесть.
Очень маленький он был,
Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил.
Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Дети имитируют игру с погремушками.
Воспитатель: Вот и следующая остановка – «Вопросы». На этой остановке мы с вами составим вопрос и ответим на поставленный вопрос.
Ребята, нам нужно помочь Медвежонку и Ежику составить вопрос. Нам помогут признаки, объекты и планшеты, которые лежат на столе. За первым столом предлагаю составить вопросы девочкам, а за вторым столом будут мальчики. Мальчики задают составленный вопрос девочкам, девочки отвечают и также свои составленные вопросы с помощью карточек-вопросов, объектов и признаков задают мальчикам.
(Работа подгруппами. Звучит тихая, спокойная музыка)
Дети: Медведь какой по признаку веса? (-Медведь по признаку веса тяжелый).
( Вопросы-карточки: какой? Какая?; Зачем? Почему?; Знаете ли вы?; Что хорошего и плохого?; Что будет если? Что? Где)
Знаете ли вы, что ежик в движении медленный? – Да, знаем, что ежик в движении медленный. (Вопрос-объект-признак)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Нам с вами нужно возвращаться в детский сад. Покружились, покружились и в саду мы очутились.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, в какой стране мы были? Как называлась первая остановка? - «Волшебники», а вторая? – Метафора, третья? - Вопросы. Вам понравилась сегодняшняя экскурсия? Чтобы мы с вами не скучали жители страны «Умняшек» прислали нам игру (Маленькие человечки).