Анна Плясунова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с применением интерактивных технологий «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе с применением интерактивных технологий: «Гномик Жоша в гостях у ребят (дифференциация звуков Ж-Ш)»
Цель: различение звуков Ж-Ш в слогах, словах и фразовой речи.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- закреплять правильную артикуляцию звуков «Ш», «Ж»;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с применением интерактивных технологий „Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- продолжать учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
- формировать умение дифференцировать звуки «Ш», «Ж»;
- продолжать учить находить лишнее в ряду связанных между собой предметов по определенному признаку, обосновывая свой выбор;
- совершенствовать умение четко и правильно произносить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах и фразовой речи.
Развивающие задачи:
- развивать устойчивость внимания;
- развивать способность анализировать, делать выводы;
- развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;
- совершенствовать умение отвечать полным предложением.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;
- способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Предварительная работа: заучивание девиза, отработка упражнений для артикуляционной гимнастики.
Оборудование: телевизор, игрушка-гномик, лесенка (построенная из строительного материала или готовая игрушечная, картинки с изображением жука и змеи, карточки с заданиями, мешочек с предметами, листик на палочке, муляж телевизора, сделанный из картона.
Интерактивные технологии: «Хоровод» - игра с мешочком, «Работа в парах» - д/и «Четвертый лишний», «Интервью» - подведение итогов занятия.
I. Орг. момент. Дети стоят полукругом
Педагог: «Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и, конечно, улыбнитесь.
- Начнем занятие с нашего девиза:
Слушаем внимательно,
Произносим старательно,
Говорить спокойно, внятно,
Чтобы всем было понятно».
II. Основная часть.
Мотивационный момент. На экране телевизора появляется заставка дет-ских новостей, звучит громкая музыка. Ведущий новостей объявляет:
«В эфире первого детского канала детские новости. В студии Алиса Се-лезнева. Здравствуйте! И сразу к самому главному. В стране Звукляндии, где живут добрые и веселые гномы, случилась беда. Гномик Жоша отправился в гости в детский сад к ребятам из группы «Буквоежки», но, чтобы добраться ту-да, ему нужно спуститься по волшебной лесенке. Но, к сожалению, он путает звуки и поэтому ступеньки его не пускают. Девчонки и мальчишки, группы «Буквоежки», если вы смотрите эти новости, пожалуйста помогите гномику Жоше, научите его правильно и красиво произносить звуки. А волшебная ле-сенка сама вам подскажет, с чего начать и, какие выполнить задания. Удачи ре-бята, а я с вами прощаюсь, ваша Алиса Селезнева».
Педагог задает детям уточняющие вопросы, совместно с детьми определяет, о чем их попросила ведущая новостей и, что необходимо сделать. Приходит к выводу: чтобы научиться правильно и красиво разговаривать, нужно делать специальную гимнастику для язычка.
Выполнение артикуляционной гимнастики: «Сказка о весёлом язычке».
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно (упражнение «Окно», увидел солнышко и улыбнулся (упражнение «Заборчик»). Потом он решил потянуть свои губки вперед (упражнение «Хоботок»). Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь и вышел на крылечко, немного постоял там (упражнение «Блинчик»). И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить верхние зубы (упражнение «Почистим зубы»). Язычок поел вкусного варенья (упражнение «Вкусное варенье»). И все запил вкусным чаем, из своей красивой чашки (упражнение «Чашечка»). Посмотрел на часы (упражнение «Часики») и вспомнил, что пора заниматься.
Педагог: «И мы с вами не будем терять время и посмотрим, может, гномик уже где-то близко».
Дети перемещаются по группе и находят волшебную лесенку, на которой стоит гномик Жоша. Здороваются с ним.
Педагог: «Ребята, посмотрите на лесенку. Какая она? (цвет, размер). А вот и подсказки».
На верхней ступеньке видят картинки с изображением жука и змеи.
1 ступенька.
Педагог: «Послушайте стихотворение:
Над Жжжорой жжжук жужжжжа кружжжит,
От страха Жжжора весь дрожжжит.
- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ж).
- Пожалуйста, пропойте песенку жука».
Дети поют: «Ж-ж-ж-ж».
Педагог: «Послушайте другое стихотворение:
Змея шшшипит, шшшипит, шшшипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву -
Ш-Ш-Ше.
- Какой звук часто повторяется в стихотворении? (Звук Ш).
Пропойте, пожалуйста песню змеи.
Дети поют: «Ш-ш-ш-ш».
Педагог: «Ребята, вы догадались, какие же звуки путает гномик Жоша?» Слушает ответы детей, обращает их внимание на первое задание, которое лежит на ступеньке.
Педагог: «Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите песенку жука – звук «Ж», руки поднимайте вверх – вниз, имитируя полёт жука. Если услышите в слове звук «Ш» - песенку змеи, то зигзагообразно отводите руки вперед от себя.
Сначала выполняют задания только со звуками, чередуя их, а также, до-бавляя другие звуки: ж, ж, ш, и, ш, ж, з, ж, ш.
Затем играют со словами: школа, жаба, лыжи, шуба, флажок, кошка, крыжовник, квакушка, вагон, дружба, ландыш, ножницы, поломка, дождик, каштан, пшеница, пирожное, вишня, художник, одежда, вышка.
Педагог хвалит детей, незаметно спускает гномика на ступеньку ниже.
2 ступенька. Дети находят картинку, на которой изображен мешочек. Слушает варианты детей о том, какое может быть задание. Предлагает поис-кать в группе такой же мешочек.
Музыкальная игра: «Передай мешочек».
Ход игры: дети стоят в кругу, под музыку передают мешочек, музыка останавливается, у кого мешочек, тот достает из него предмет, называет его, старается определить какой звук в слове: Ж или Ш. затем кладет его в заранее приготовленные корзинки с изображением змеи и жука. Игра повторяется не-сколько раз.
Предметы для игры: шишка, жираф, шарик, ножницы, флажок, каран-даш, пирожное.
Педагог хвалит детей, предлагает отдохнуть и выполнить физкультми-нутку: «Ах, жуки, жуки, жуки…»
По тропиночке пешком
В лес идут жук за жуком,
Медленно шагают,
Лапки поджимают. -1
Ах, жуки, жуки, жуки,
Ваши лапки коротки,
Вам в родной лесочек
Не дойти до ночи. -2
Лучше вы, жуки, летите,
Крыльями сильней машите, -3
Вас в лесу зеленом
Не найти воронам. -4
Движения
1. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны
2. И. п. – ножницы (скрещивание рук перед грудью)
3. Круговые движения прямыми руками вперед, назад.
4. Потягивание, посмотреть на руки, руки опустить вниз через стороны.
3 ступенька.
Педагог незаметно опускает гномика на последнюю третью ступеньку.
На этой ступеньке дети находят два задания. Педагог спрашивает у детей, как же им быстрее выполнить эти задания. Соглашается с детьми и делит их на две подгруппы. Группа детей, которая поменьше, выполняет задание самостоя-тельно в парах на мольбертах. Д/и «Четвертый лишний».
Педагог: Вам необходимо назвать все предметы на картинках и найти лишний. Затем объяснить свой выбор.
1 мольберт: слон, ежик, штаны, шапка.
2 мольберт: дверь, шар, шляпа, крыша.
3 мольберт: лук, жук, машина, жираф.
4 мольберт: воробей, мышка, кошка, шишка.
В это время другая группа детей присаживается на коврик и выполняет задание вместе с педагогом: «Повтори не ошибись».
Педагог проговаривает слоги чистоговорки, индивидуально просит ребенка повторить, затем открывает картинку и все дружно продолжают фразу – произносят в рифму, то, что видят на картинке.
Примеры чистоговорок:
Жа – жа – жа, мы увидели ежа,
Ша – ша – ша, у меня лапша,
Ши – ши – ши, это малыши.
Жу – жу – жу, на лужок хожу,
Шу – шу – шу, я флажком машу,
Жок – жок – жок, у меня флажок,
Шок – шок – шок, у меня пушок.
Жом – жом – жом, режу хлеб ножом.
Педагог благодарит детей за их старание. Все вместе проверяют выполнение задания «Четвертый лишний».
Педагог хвалит детей, предлагает отдохнуть и сделать гимнастику для глаз. Держит в руках осенний листочек на палочке и произносит слова:
«Жёлтый - красный
Красный – жёлтый
Разный красный.
Жёлтый разный.
Это ветер листья носит.
Звонкий ветер.
Это осень…»
-прослеживание глазами за движением листочка вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз.
- движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз.
- поморгать и закрыть глаза.
Педагог незаметно опускает гномика на пол. Дети возвращаются к лесенке, видят, что все задания выполнены, радуются, забирают гномика в группу.
Педагог: Ура! Мы помогли гномику Жоше добраться до нашей группы.
III. Итог занятия.
Педагог предлагает детям сделать свой репортаж о том, как они помогали гномику. Спрашивает, что для этого необходимо. Слушает ответы и пока-зывает муляж экрана телевизора, сделанного из картона.
Включает камеру на своем телефоне. Дети передают экран и отвечают на вопросы:
- Кому мы сегодня помогали?
- Какие звуки мы учились различать на занятии? (Звуки Ж и Ш).
- Какую песенку поет змея? А жук?
- В какие игры мы играли? И т. д.
В завершении педагог так же дает интервью, в котором хвалит детей за их старание и дружелюбное отношение друг к другу.