Татьяна Проскурякова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для формирования речевого общения со взрослыми и сверстниками посредством сказки «Гуси-лебеди», приобщать детей к устному народному творчеству.
Задачи:
Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки. Совершенствовать умения отвечать на вопросы используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси –лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова. Близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки – это красные, сочные, сладкие, спелые, яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая- страшная, молодая- старая, добрая – злая) Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие по русской народной сказке „Гуси-лебеди“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Развивающие : Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развивать коммуникативные навыки общения.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг-друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Оборудование: Ноутбук, телевизор, аудиозаписи.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», беседа по сказке «Гуси –лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди»9яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, игры с загадками «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок».
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река- кисельные берега – это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие деревья и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нём темно. Это страшный лес.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент: (дети встают в круг)
Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом.
«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)
Здравствуй весь наш общий круг».
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку. Если хотите узнать в какую, отгадайте загадки:
1. Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки. (Гуси)
2. Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко)
3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);
4. Течет – течет – не вытечет, бежит – бежит – не выбежит. (Река)
5. Живёт в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
Воспитатель: Из какой сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси – лебеди). Слайд 1.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси – лебеди»? (воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что –то будет неправильно, дети должны говорить хором: (Нет, нет, нет). Если ошибок нет, то говорят хором (Да, да, да).
• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшей остались дома. (Да, да, да»). Налетели гуси-лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли: (Нет, нет, нет). Почему нет? ( Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья Ванюшу).
• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).
• Маша яблоньке помогла –яблочек на неё навесила (Нет, нет, нет). (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).
• Маша речке помогла- камень сдвинула. (Да, да, да).
• Ёжик привёл Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Нет, нет, нет).
• Видит, Маша в поле печка течёт, а рядом речка печёт. (Нет, нет, нет). (Печка- печёт, а речка течёт).
• Маше с Ванюшей помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет). (Помогли печка, яблонька и речка).
• Прибежала Машенька домой: Ванюшку умыла, причесала. На лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).
Слайд 2 Появляется Машенька и горько плачет.
Воспитатель: Посмотрите, ведь это Машенька. Давайте спросим у неё, что случилось
Дети: Машенька. Почему ты плачешь? Что с тобой произошло?
Маша: (голос) Здравствуйте дети! Должна вам признаться, не уследила я за братцем Ванечкой. Гуси- лебеди его унесли.
Воспитатель: (обращается к Машеньке) Не печалься, мы, чем сможем, тебе Машенька поможем. Ребята поможем? (ответы детей)
Воспитатель: ну тогда в путь. (дети идут по кругу под музыку по массажным дорожкам).
Встреча с яблоней. Слайд 3. (Воспитатель обращает внимание на экран с изображением яблони).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с яблонькой. (ответы детей).
Яблонька: (голос) Здравствуйте дети!
Воспитатель: Ребята. в сказке яблочки называют румяными да наливными, как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные, сочные, сладкие. Спелые).
Воспитатель: Яблонька, матушка, скажи куда гуси – лебеди полетели?
Яблонька благодарит нас и за помощь и указывает, куда улетели гуси – лебеди.
Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше. (дети идут по кругу под музыку по массажным дорожкам).
Встреча с печкой. Слайд 4. (Воспитатель обращает внимание на экран с изображением печки).
Воспитатель: А, что это, дети? (ответ детей).
Печка: (голос) Мимо путник не пройди –
Пирожок мой прихвати!
Ребё нок 2: Печка, скажи куда гуси – лебеди полетели?
Печка: Конечно! Только покажите, как пекут пирожки.
Пальчиковая гимнастика «Печём пирожки»
Тесто мнём, мнём. мнём!
(резко сжимают и разжимают кулаки – сначала одновременно, потом поочерёдно).
Пирожки печём!
(Лепят воображаемый пирожок, перекладывая его из одной ладони в другую).
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой). Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие (ответ детей). Если пирог с вишней его называют вишнёвым пирогом. А как будет назваться пирог с грибами, яблоками, капустой? (ответ детей).
Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает, куда гуси – лебеди полетели? Как вы думаете, что мы ещё увидим?
Дети: Молочную речку с кисельными берегами.
Воспитатель: Нам пора идти дальше. (дети идут по кругу под музыку по массажным дорожкам).
Встреча с речкой. Слайд 5. (Воспитатель обращает внимание на экран с изображением речки).
Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока). Что значит кисельные берега (Берега из киселя). Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова «кисель» и «молоко». Будьте внимательны и запоминайте кому какое слово достанется. Вам это пригодится.
Воспитатель: Тот кто молоко- будет готовить блюда из молочных продуктов. А кто кисель-варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к столам на одном столе разложены картинки с изображением ягод и фруктов. На другом картинки с изображением молочных продуктов. Дети выбирают нужные картинки и рассказывают, что приготовили из молока и из чего приготовили кисель. Воспитатель задаё т вопросы: «Как называется кисель из…». «Как называются продукты из молока?».
Речка: (голос) Гуси – лебеди пролетели надо мной в сторону болота. Там стоит избушка на курьих ножках. Там живёт баба- яга. Дорога к избушке не простая. То узкая, то широкая, то каменистая. Густой туман стелется под ногами. Но я вам помогу. Укажу путь с помощью знаков – картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой, широкой и каменистой дорожек. Дети иду по кругу имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам).
У избушки на курьих ножках. Слайд 6 (Воспитатель обращает внимание на экран с изображением дома Бабы- Яги).
Воспитатель: Ну – ка послушаем, что там творится?
Баба- Яга: (голос). Улетаю по делам! Оставляю стражниками гусей – лебедей. Ты, Ванюша, не вздумай уходить. Сиди тут и смотри в окошко.
Воспитатель: Ребята, Баба- Яга в сказке добрая? (Нет, Баба- Яга в сказке злая).
Воспитатель: Она молодая? (Нет, Баба- Яга в сказке старая).
Воспитатель: Она красивая? (Нет, Баба- Яга в сказке страшная у неё нос крючком, волосы – торчком и нога костяная).
На экране появляется Ванюша. Слайд 7
Воспитатель: Ванечка. Мы тебя спасём. Бежим отсюда! Дети, кто нам первый поможет от гусей лебедей спрятаться? (молочная речка – кисельные берега). Изобразим речку с помощью рук. (дети изображают волны).
Воспитатель: Кто ещё поможет? (Печка) Изобразим речку с помощью рук.
Воспитатель: А яблонька тоже поможет, укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони).
Вот мы и дома.
Слайд 8 (Воспитатель обращает внимание на экран с изображением Машеньки и Ванюши.).
Маша: Спасибо вам большое! А нам пора, скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся. До свидания!
Воспитатель: Ну, что ребята справились мы? Помогли Машеньке? А что было самым трудным? (ответы детей).
А яблонька нам угощенье оставила. Давайте попрощаемся с гостями и будем угощаться.