Марина Бочарова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Выяснить и расширить знания детей о посуде : определять и называть кухонную и столовую посуду, ее назначение; дать знания о специальной «дырявой» посуде.
2. Побуждать детей к участию в диалоге, использованию в речи распространенных предложений.
3. Формировать умение работать в коллективе.
4. Активизировать и обогащать словарный запас за счет слов: буфетная, дуршлаг, шумовка, перечница.
5. Формировать интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Игрушка -Ежик; посуда : столовая, столовые приборы; дырявая посуда : сито, шумовка, ситечко для чая, дуршлаг, перечница, солонка, терка; карточки с изображением столовой и кухонной посуды, вазы, банки, метки для деления на подгруппы; иллюстрации чайника, чашки и вазы для сравнения; карточки для разгадывания загадок педагога, карандаши, карточки с символами; оборудование для приготовления салата, фрукты.
Ход:
Дети стоят в приемной, стучат в дверь группы :
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Из ворот слышен стук.
Двери отворяйте,
В дом гостей впускайте:
Веселых ребятишек
Девчонок и мальчишек!»
(Дети заходят в группу, их «встречает» игрушка-ежик)
- Здравствуй, Ежик! Ты уже вернулся из путешествия? Ребята, давайте вспомним, на чем путешествовал Ежик? (на поезде, на воздушном шаре, на грузовике). На чем еще можно путешествовать? (на лыжах, пешком, на самолете). А если путешествовать не по улице, то где можно путешествовать? (в квартире, в детском саду). Верно, мы с вами уже путешествовали по детскому саду и побывали в прачечной. Куда ты, Ежик, нам предлагаешь оправиться сегодня? (в комнату, в которой хозяйничает наша няня, Татьяна Александровна). Ежик, эта комната заменяет нам кухню, называется она буфетная (прислушиваюсь). Что это такое шумит? Откуда доносится этот звук? (из нашей кухни) Пойдем, посмотрим. Как бы не было наводнения. Ребята, что лежит в раковине? (посуда : тарелки, чашки, ложки… закрываем кран, выходим в группу).
-Ребята, а для чего нам нужна посуда? (чтобы готовить пищу). Как называется такая посуда? (кухонная). Для чего еще? (для того, чтобы из нее есть). Верно, все это столовая посуда.
-Ребята, Ежик предлагает нам поиграть. У него есть карточки с нарисованной посудой. На один поднос нужно отобрать столовую, а на другой – кухонную посуду. Давайте разделимся на команды: возьмите в коробочке метки и найдите свой стол с карточками. (Дети выполняют задание). Давай посмотрим, Ежик, правильно ли ребята справились. (На столе должны остаться карточки с банкой и вазой). Ребята, а этой посуде почему не нашлось места, для чего она нужна? (выясняем, что банка нужна для хранения продуктов, а ваза для украшения). Верно, приятно будет поставить цветы в красивую вазу и украсить ею комнату. А еще ваза будет замечательным подарком маме на день рождения.
-Куда же зовет нас Ежик? (подходим к красиво накрытому столу). Ох, как красиво стол накрыт, по всем правилам. Ребята, какие столовые приборы лежат на столе? (ложка, вилка, нож). Для чего они нужны и как ими пользоваться? (ребенок берет прибор правильно и рассказывает о его назначении). Ежик удивляется, как много вы знаете и умеете. А сможете ли вы отгадать его загадки?
1 На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
Чайник
(вывешиваем иллюстрацию)
2. Чайку заварили –
В меня налили.
Пейте чай с сушками,
конфетами, плюшками.
Чашка
(вывешиваем иллюстрацию)
3. На столе стоит она
Полевых цветов полна.
Я добавлю маков цвет-
Запылает весь букет.
Догадаться можно сразу -
На столе мы видим ….
Вазу
(вывешиваем иллюстрацию)
- Молодцы, хорошо отгадываете загадки. А теперь посмотрите на иллюстрации и назовите, из каких частей состоит эта посуда?
1 – стенки, 2 – донышко, 3 – ручка, 4 – края, 5 – носик, 6 – крышка. 7 – горлышко.
- Сравните чайник и чашку.
- Какие части у них одинаковые? (донышко, стенки, ручка)
- Что есть у чайника и чего нет у чашки? (крышка, носик)
- Что из них по размеру больше? (чайник)
- Что меньше? (чашка)
- Сравните чашку и вазу.
- Какие одинаковые части есть у них? (дно, стенки, края)
- Чем они отличаются? (у чашки – ручка, у вазы есть горлышко)
- У вазы края узкие, а у чашки… (широкие).
- Чашка – низкая, а ваза… (высокая)
- Ну, молодцы, ребята, Ежик даже устал немного. А мы с вами знаем как можно поиграть и отдохнуть.
Чтобы ножами хорошо было резать, они должны быть… (острыми).
А чтобы ножи были острыми, их нужно… (наточить).
Физминутка
Точим нож! Точим нож! имитируем движения
Будет, будет он хорош. точильщика
Будет резать он припасы: разводим руки в стороны
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
А теперь, ребята, встать, движения соотв. тексту
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
- Хорошо, все ножи наточили. Ежик, что это ты так хитро поглядываешь вон на тот стол? Ежик «говорит», что приготовил для нас удивительную посуду. А чем же она удивительна? (открываем салфетку, рассматриваем посуду на столе : сито, терка, солонка, перечница, ситечко для чая, шумовка). Итак, чем эта посуда удивительна? (она дырявая). Как здорово ты придумал, Ежик, собрать всю дырявую посуду вместе. Ребята, а для чего нужна такая посуда? (предлагаю детям взять по одному предмету и рассказать о его назначении). Послушайте, я расскажу о дуршлаге: «Это дуршлаг. В него кладут продукты, чтобы с них стекала вода. Например, макароны. А еще в дуршлаге удобно мыть фрукты».
Дети по очереди рассказывают о своей посуде, например:
- Это терка. Она нужна, чтобы измельчать продукты.
- Это солонка. Она нужна, чтобы хранить в ней соль.
- Это перечница. Из нее перчат еду.
- Это шумовка. Она нужна, чтобы вынимать из бульона вареники и пельмени.
- Это сито. С его помощью просеивают муку.
- Это чайное ситечко. Оно нужно, чтобы через него наливали чай в чашку.
- Молодцы, ребята, вы знаете, для чего нужна эта необычная посуда. А теперь, Ежик, я хотела бы загадать детям загадки. Я загадаю загадку и обозначу ее значком (кружком, овалом, квадратом…. Вы найдете значок в своей карточке и соедините его с картинкой-отгадкой. Давайте попробуем:
Если я пустой бываю,
Про тебя я забываю
Но, когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
Ложка
Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее.
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.
Терка
Как начнет говорить-разговаривать –
Надо чай поскорее заваривать.
Чайник
А внутри-то посмотри:
Сладость белая внутри.
Сахарница
Вся макушка в дырках мелких,
Горечь горькая в тарелке.
Перечница
Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. Что-то говорит нам Ежик. Оказывается, он принес нам подарок. Что это? (на блюде – фрукты). Давайте сделаем из них фруктовый салат. Пока вы моете руки, надеваете фартуки, я помою фрукты в дуршлаге. (дети занимаю места, готовят салат)
После занятия с детьми поиграли в д\игру «Магазин посуды», в которой дети упражнялись в составлении описательных рассказов о предметах посуды, включая в них обозначение частей, определение материала, из которого изготовлена посуда, ее назначение и придумывали цель ее покупки.