Евгения Голубева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :
Пересказ рассказа
В. В. Бианки “ Купание медвежат”
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
2. Развивать способность к наглядному моделированию.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Пересказ рассказа В, В, Бианки „Купание медвежат“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
4. Формировать связанную речь, зрительную память, мышление, координацию движений.
Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания коммуникация, художественное творчество.
Методическое приемы: организационный момент, рассматривание картинок, д/н “Назови ласково”, чтение произведения, элементы драматизации, беседа, пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, коробка с картинкой, картинка с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы, портрет писателя.
Предварительная работа: беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, рассматривание картинок с изображений медведей.
Активация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, надавала, догнала, испугался.
Ход Занятия:
1. Орг. Момент:
Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления.
Воспитатель (на ковре в кругу) :
Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево, Вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись!
-Вы любите отгадывать загадки (да) Я вам
Загадаю сейчас загадку, а все отгадайте о ком идет речь.
Живут эти звери в лесу, они большие и сильные.
Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому-что они любят кушать мед.
-Догадались что это за звери?
Дети: - медведи.
-А что сейчас делают медведи (готовятся ко сну)
-Где буду спать медведи (В берлоге)
-Хорошо. А мы посмотрим что будут делать медведи в нашем рассказе…
Восп. : - Правильно, это медведи (достать картинки из коробки и показать).
Восп. :- А знаете почему их так называют?
Дети:- нет.
Восп. :- потому что они “выдают” (знают где есть мед).
Д/И”назови Ласково”
Восп. :- Ребята, а сейчас мы поиграем в игру” назови ласково”. Как вы назовете медведя?
(медвежонок, мишутка, мишенька, мишаня и т. д.)
Молодцы!
2. Восп :-Хотите послушать рассказ про медведей?
Тогда тихонечко садитесь на свои места
Дети садятся. Ножки поставили ровно, спинки выпрямили, ручки перед собой.
Восп. :- Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Бианки. (портрет Бианки). А Называется рассказ :”купание медвежат”.
3. Словарная работа.
Восп. :- Вы знаете, что значит” взять за шиворот”(это значит за воротник) Давайте, кто-нибудь из вас будет медведицей, а это её маленький медвежонок.
-Покажи нам как ты возьмешь медвежонка за шиворот?
Ребенок показывает
Восп. :- Ребята! Что сделала (ксюша (взяла медвежонка за шиворот)
Восп. : - А кто сможет показать своло “удирать”?
Ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
Восп. :-А что значит” мама надавала шлепков”?
(тио приударить ладонью).
Восп. :- А что значит “ окунала”? (погрузила в воду, опустила, поместила). Покажите как мама окунала медвежат?
Дети показывают.
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.
Восп. Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
Восп. : - кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами).
-Куда вышла медведица с медвежатами?
(медведица с медвежатами вышла к реке).
-Что делает медведица (медведица купает медвежат)
-Она купает медвежат, значит она какая?
(медведица заботливая)
-Какими ещё, близкими по значению словами можно назвать медведица (медведица любящая, внимательная)
-Обратите внимание на внешний вид медведицы.
Что можно сказать о ее размерах (медведица большая)
-Как сказать по другому (медведица огромная, здоровенная, больщущая).
- Как медведица схватила медвежонка (За шиворот).
-Медведица окунала или просто держала медведя?
(медведица окунала медвежонка).
-Как вы думаете, страшно маленькому мевежонку купаться в реке? (страшно).
-Что сделал второй мевежонок (испугался и убежал в лес)
-Чего мама надавала мевежонку (мама надавала мевежонку шлепков).
-Почему медведица все-таки заставляет мевежат купаться? Вспомните какое время года изображено на картинке (Лето) Так почемуже мама привела медвежат купаться (Летом жарко) (Шерсть могла загрязниться).
-Остались ли медвежата довольны купанием?
(медвежата остались довольны).
Восп. :- А сейчас предлагаю вспомнить сказку” Три медведя”. Хотите поиграть в нее (Да) Выходите на ковер. (физминутка)
-А теперь тихонько сели на свои места, я прочитаю вам ещё раз текст, а вы будете смотреть на схему.
(развитие долговременной слухоречевой памяти).
Вывести схему на доску.
Восп. :-Ребята а сейчас будем смотреть на схему и пересказывать рассказ. Постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
6. Пересказ рассказа по графическим схемам: (Индивидуально или по цепочке всеми детьми)
Восп. :-Ребята! А сейчас я голосом выделю в слове медвежонок звук, а вы определите и назовете его: медвежжжонок.
-Правильно – звук”Ж”
-А в названиях каких еще животных и птиц есть этот звук?
Дети:-Жаба,жираф, жук,журавль,жужелица и т. д.
- Хорошо ребята!
7. Рефлексия
-что мы сегодня с вами учились делать?
(пересказывать).
-как назывался рассказ (купание медвежат).
-Кто автор (виталий Бианки).
ФИЗМИНУТКА:
Три медведя в сказке жили
(поднять руки над домиком)
Вперевалочку ходили
(идти на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
К ним девчушка прибежала
(бег на месте)
В дом зашла и увидала
(руки домиком над головой)
Стол большущий у окна
(развести руки в стороны)
Стула-три вот это да!
(левая ладонь вертикально правый кулак прижат к ладони)
Чашки три, и ложки три
(показать рукой)
Три кровати: посмотри!
(показать рукой)
Ела Маша и пила
(изобразить как едят)
На кроватку прилегла
(руки под щёку)
И уснула сладким сном
Чтоэ Случилось с ней потом?
(удивление (руки в сторону)
Тут медведи воротились
(идут переваливаясь)
Увидев Машу рассердились!
(топать ногой, руки на пояс)
Маша очень испугалась
(сделать испуганное лицо)
И домой она умчалась!
(бег на месте)