Кузнецова Ольга Васильевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чём рассказала лучина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чем рассказала лучина»
Цель : формировать знания детей с разнообразием осветительных приборов.
Задачи : развивать знания детей об осветительных приборах, их устройстве, историческими веками развития, умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, строить разные типы высказываний.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „О чём рассказала лучина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Словарь: канделябр, керосиновая лампа, стеклянный баллончик, цоколь, патрон, спиралька.
Материалы: палатка, настольная лампа, свечка, канделябр, лампочка, керосиновая лампа,желтый кубик, карточки с изображением пещеры, избы, дворца, дома., лучина, ребус, магнитофон с аудиозаписью, атрибуты для героев сценки, брелоки, макеты «огня».
Предварительная работа: чтение произведений, беседы, как жили люди на Руси, разучивание стихотворений и песни,
Ход деятельности:
Дети, что делать если выключили свет и темно? (разжечь свечу, костер).
Скажите, а вам было бы интересно узнать, как раньше люди обходились без электрической лампочки? Тогда давайте попросим машину времени перенести нас в прошлое. И так, мы начинаем наше путешествие.
-Посмотрите, дети, машина времени перенесла нас в пещеру. Как вы думаете, чем освещалось жилище древнего человека? (огнем костра) .Древним людям нужно было постоянно следить за огнем, чтобы он не погас. Жители пещер были ловкими и быстрыми. Давайте посмотрим,какие мы ловкие, кто быстрее сможет «донести огонь» к пещере.
Проводится игра: дети становятся в две шеренги по четыре человека. По команде передают друг другу «огонь», последний ребенок бежит к пещере и ставит его около нее.
- Что костер давал людям кроме света? (тепло, готовили еду). Костер горел в центре пещеры. Подумайте, что могли придумать древние люди, чтобы осветить самые укромные уголки своего жилища?
-Для этого нужно разгадать ребус.
1-А 5-3 3-2 1+3 6-1 0+3
2-Ф 2 1 4 5 3
3-Л
4-К Ф А К Е Л
5-Е
-Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие дальше. Ребята, машина времени переместила нас в крестьянскую избу. Как вы думаете, чем освещалось помещение? (когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками).
- Скажите, дети, а чем ваши родители пользуются дома, когда гаснет свет? (свечами)
-Правильно, свечами. Вы знаете, что этому предмету уже около 2-Х тысяч лет. Дети, как вы думаете, из чего делают свечи? Свечи делают из парафина. Вы знаете, что раньше их делали из камыша. Камыши обмакивали в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали за сколько сгорает свеча за час и делали на ней отметки. Таким образом, получались своеобразные часы.
Физкультминутка: Ветер сильно завывает
(у- у- у- дети говорят и качают руками над головой)
Пламя свечи задувает
(руки качают впереди себя вверх, вниз)
Раз, раз
(туловище разворачивают вправо, и руками взмах верх, вниз)
В тот же час огонь погас
(руки опускают вниз или скрещивают на груди и приседают)
Ребята, попробуйте подобрать родственные слова к слову «свеча» (светить, светлячок, подсветка, светильник)
-Дети, посмотрите – это подсвечники. Они могут быть сделаны из металла, фарфора. У меня в руках два подсвечника. Металлический- называется канделябром. (хоровые и индивидуальные повторы)
- Канделябр- это подставка с разветвлениями для нескольких свечей (2, 3, 4 и более) Слово это французское. Раньше в богатых семьях говорили на французском языке. По количеству свечей можно было определить, насколько богата семья. Дети, как вы думаете, что пришло на смену свечке? Кто догадался?
-Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? Да потому, что горела она при помощи керосина. Возле этой лампы хорошо было видно. Можно было шить, вязать, писать и читать, потому что она горела ярче чем свеча.
-Следующей остановкой нашего путешествия будет… отгадайте сами:
Дом стеклянный пузырек
А живет в нем огонек
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется! (лампочка)
-Да, дети, ведь когда становится темно в комнате, включают свет. (воспитатель включает настольную лампу).
Воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Настольная лампа» (пантомима)
- Дети, давайте рассмотрим, как устроена лампочка и что в ней горит:
Стеклянный баллончик
Металлический цоколь
За стеклом дрожит тоненькая, как волосок серебристая спиралька.
Ребята, когда включается лампочка, спиралька нагревается и ярко светит (дети повторяют хором и индивидуально слово «спиралька»). Ну, что запомнили, как устроена лампочка?
-Давайте поиграем, будем передавать друг другу желтый кубик, называя где используют электрическую лампочку (фонарик, люстра, бра, настольная лампа, телевизор, в автомобиле, елочная гирлянда)
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением : пещеры, дома, избы, дворца. Посмотрите, дети, эти картинки. Что на них изображено? Вам нужно разложить источники света, которые использовали люди для освещения жилища.
Под музыку воспитатель говорит слова из сценки:
С давних сказочных времен
Служили людям верно
Старый дедушка огонь-
Труженник примерный
Вот он сам, смотрите сами,
Будем мы огню друзьями.
Входит Огонь (ребенок одетый в красную одежду)
-Я Огонь- волшебник добрый
Помогаю всем всегда
Хоть хвалиться неудобно
Без меня вам всем- беда!
Пирожки я всем пеку,
Лампочки включаю,
Кто со мною начеку
Всех оберегаю
У меня есть малый внук
Хитрый шалунишка,
Рыжий малый огневик
В красненьких штанишках.
Появляется ребенок Огневушка в рыжем парике с красными лентами в руках.
Да, ребята, я такой
Ярко- красный, озорной!
В каждой я живу квартире
И прошу вас об одном,
Чтоб со мной вы не шутили,
А не то спалю вам дом!
Стало всем, надеюсь, ясно
Что шутить со мной Опасно!
-Спасибо, вам «огонь» и «огневушка», мы с детьми поняли, что огонь бывает разный добрый и опасный.
Дети, посмотрите, вам брелочки с огоньком внутри дарят «Огонь» с «Огневушкой» .А теперь давайте споем песню про огонь.
1. Знают взрослые и дети
В самых дальних концах Земли
Люди сколько жили на свете
Пуще глаза огонь берегли.
2. Сохраняли его, как умели
Всемогущий, горячий огонь
И хоть тысячу лет пролетели,
Людям нужен по – прежнему он.