Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чём рассказала лучина»

Кузнецова Ольга Васильевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чём рассказала лучина»
▼ Скачать +Заказ

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чем рассказала лучина»

Цель : формировать знания детей с разнообразием осветительных приборов.

Задачи : развивать знания детей об осветительных приборах, их устройстве, историческими веками развития, умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, строить разные типы высказываний.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „О чём рассказала лучина“» размещена в разделах

Словарь: канделябр, керосиновая лампа, стеклянный баллончик, цоколь, патрон, спиралька.

Материалы: палатка, настольная лампа, свечка, канделябр, лампочка, керосиновая лампа,желтый кубик, карточки с изображением пещеры, избы, дворца, дома., лучина, ребус, магнитофон с аудиозаписью, атрибуты для героев сценки, брелоки, макеты «огня».

Предварительная работа: чтение произведений, беседы, как жили люди на Руси, разучивание стихотворений и песни,

Ход деятельности:

Дети, что делать если выключили свет и темно? (разжечь свечу, костер).

Скажите, а вам было бы интересно узнать, как раньше люди обходились без электрической лампочки? Тогда давайте попросим машину времени перенести нас в прошлое. И так, мы начинаем наше путешествие.

-Посмотрите, дети, машина времени перенесла нас в пещеру. Как вы думаете, чем освещалось жилище древнего человека? (огнем костра) .Древним людям нужно было постоянно следить за огнем, чтобы он не погас. Жители пещер были ловкими и быстрыми. Давайте посмотрим,какие мы ловкие, кто быстрее сможет «донести огонь» к пещере.

Проводится игра: дети становятся в две шеренги по четыре человека. По команде передают друг другу «огонь», последний ребенок бежит к пещере и ставит его около нее.

- Что костер давал людям кроме света? (тепло, готовили еду). Костер горел в центре пещеры. Подумайте, что могли придумать древние люди, чтобы осветить самые укромные уголки своего жилища?

-Для этого нужно разгадать ребус.

1-А 5-3 3-2 1+3 6-1 0+3

2-Ф 2 1 4 5 3

3-Л

4-К Ф А К Е Л

5-Е

-Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие дальше. Ребята, машина времени переместила нас в крестьянскую избу. Как вы думаете, чем освещалось помещение? (когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками).

- Скажите, дети, а чем ваши родители пользуются дома, когда гаснет свет? (свечами)

-Правильно, свечами. Вы знаете, что этому предмету уже около 2-Х тысяч лет. Дети, как вы думаете, из чего делают свечи? Свечи делают из парафина. Вы знаете, что раньше их делали из камыша. Камыши обмакивали в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали за сколько сгорает свеча за час и делали на ней отметки. Таким образом, получались своеобразные часы.

Физкультминутка: Ветер сильно завывает

(у- у- у- дети говорят и качают руками над головой)

Пламя свечи задувает

(руки качают впереди себя вверх, вниз)

Раз, раз

(туловище разворачивают вправо, и руками взмах верх, вниз)

В тот же час огонь погас

(руки опускают вниз или скрещивают на груди и приседают)

Ребята, попробуйте подобрать родственные слова к слову «свеча» (светить, светлячок, подсветка, светильник)

-Дети, посмотрите – это подсвечники. Они могут быть сделаны из металла, фарфора. У меня в руках два подсвечника. Металлический- называется канделябром. (хоровые и индивидуальные повторы)

- Канделябр- это подставка с разветвлениями для нескольких свечей (2, 3, 4 и более) Слово это французское. Раньше в богатых семьях говорили на французском языке. По количеству свечей можно было определить, насколько богата семья. Дети, как вы думаете, что пришло на смену свечке? Кто догадался?

-Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? Да потому, что горела она при помощи керосина. Возле этой лампы хорошо было видно. Можно было шить, вязать, писать и читать, потому что она горела ярче чем свеча.

-Следующей остановкой нашего путешествия будет… отгадайте сами:

Дом стеклянный пузырек

А живет в нем огонек

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется! (лампочка)

-Да, дети, ведь когда становится темно в комнате, включают свет. (воспитатель включает настольную лампу).

Воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Настольная лампа» (пантомима)

- Дети, давайте рассмотрим, как устроена лампочка и что в ней горит:

Стеклянный баллончик

Металлический цоколь

За стеклом дрожит тоненькая, как волосок серебристая спиралька.

Ребята, когда включается лампочка, спиралька нагревается и ярко светит (дети повторяют хором и индивидуально слово «спиралька»). Ну, что запомнили, как устроена лампочка?

-Давайте поиграем, будем передавать друг другу желтый кубик, называя где используют электрическую лампочку (фонарик, люстра, бра, настольная лампа, телевизор, в автомобиле, елочная гирлянда)

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением : пещеры, дома, избы, дворца. Посмотрите, дети, эти картинки. Что на них изображено? Вам нужно разложить источники света, которые использовали люди для освещения жилища.

Под музыку воспитатель говорит слова из сценки:

С давних сказочных времен

Служили людям верно

Старый дедушка огонь-

Труженник примерный

Вот он сам, смотрите сами,

Будем мы огню друзьями.

Входит Огонь (ребенок одетый в красную одежду)

-Я Огонь- волшебник добрый

Помогаю всем всегда

Хоть хвалиться неудобно

Без меня вам всем- беда!

Пирожки я всем пеку,

Лампочки включаю,

Кто со мною начеку

Всех оберегаю

У меня есть малый внук

Хитрый шалунишка,

Рыжий малый огневик

В красненьких штанишках.

Появляется ребенок Огневушка в рыжем парике с красными лентами в руках.

Да, ребята, я такой

Ярко- красный, озорной!

В каждой я живу квартире

И прошу вас об одном,

Чтоб со мной вы не шутили,

А не то спалю вам дом!

Стало всем, надеюсь, ясно

Что шутить со мной Опасно!

-Спасибо, вам «огонь» и «огневушка», мы с детьми поняли, что огонь бывает разный добрый и опасный.

Дети, посмотрите, вам брелочки с огоньком внутри дарят «Огонь» с «Огневушкой» .А теперь давайте споем песню про огонь.

1. Знают взрослые и дети

В самых дальних концах Земли

Люди сколько жили на свете

Пуще глаза огонь берегли.

2. Сохраняли его, как умели

Всемогущий, горячий огонь

И хоть тысячу лет пролетели,

Людям нужен по – прежнему он.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: - расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх. Задачи: - формировать умение классифицировать предметы; - упражнять.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи - «Посуда» Цели: -уточнить с детьми название посуды; -уметь называть и различать кухонную, столовую.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто на чём приехал?» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кто на чём приехал?» Цель: Формировать грамматический строй речи, побуждать детей.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Воспитатель Соболева Наталья Павловна, МБДОУ д/с.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. Тема: Звуковая культура речи:.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зима» Тема: «Зима» Задачи: Образовательные: -обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; Развивающие: -совершенствовать.

Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет Цели: — познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития; — формировать умение подбирать.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «На чём люди ездят?» Задачи: Уточнить представления о видах транспорта по месту передвижения, назначению, строению. Закрепить использование обобщающего названия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чём рассказала лучина»
Опубликовано: 22 января 2019 в 17:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «О чём рассказала лучина»» (включая файлы) размещена пользователем Кузнецова Ольга Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД