Любовь Гордеева
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима»
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
Развивающие:
-совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа множественного числа; подобрать однокоренные слова; развивать внимание.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать внимательное отношение к богатству родного языка.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование: снеговик, елка, сюжетные картинки по теме «Зима», аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», индивидуальные цветные листы, белая гуашь, бумажные снежинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель. Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить.
Дети. Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
Звучит аудиозапись «Зимнее утро». Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.
Воспитатель. Давайте откроем письмо и прочитаем. В письме загадки. Сядет тот, кто отгадает мои загадки.
2. Отгадай загадки:
Шубку снежную надела,
Закружила, завертела.
Заковала речку в лед,
Встать на лыжи нас зовет. Зима
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. Снег
Без досок, без топоров,
Через реку мост готов. Лед
Странная звездочка
С неба упала
Мне на ладошку
Легла и пропала. Снежинка
Что за нелепый человек,
Пробрался в 21 век?
Морковка-нос, в руке-метла,
Боится солнца и тепла. Снеговик
Художник- невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех ущипнет за нос. Мороз
Воспитатель. Какое время года сейчас? Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на занятии?
Дети. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.
3. Игра «Один -много».
(Снежинка- снежинок, снеговик, мороз, ель, сугроб, сосулька, дерево, горка, холод, зима, ветер)
4. Дидактическая игра «Кто больше?»
- Снег…. какой? (белый, холодный, пушистый).
- Лед … какой? (скользкий, гладкий, прозрачный).
- Зима…. какая? (снежная, морозная, холодная).
- Горка …. какая (снежная, скользкая, крутая).
-День …. какой (короткий, морозный, зимний).
5. Беседа о зиме. (Закрепление представлений о зиме. Работа над пословицами. Расширение и активизация словаря.)
Воспитатель. Сколько зимних месяцев?
Дети. Три месяца.
Воспитатель. Назовите их, пожалуйста.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. Первый месяц зимы – декабрь. В старину его называли студень, лютень. Люди говорили: декабрь хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет. Второй месяц –январь. Январь- году начало, зиме -середина. (Государь).Третий месяц - февраль. Крыша зимы (ветродуй). (Два друга- мороз, да вьюга).
Воспитатель. Зимой очень часто бывают: вьюга, пурга, метель. А что это такое?
Отгадайте мою загадку:
Стали дни короче, ночью дождик лил,
А пришел стекольщик – лужи застеклил.
Дети. Мороз
Воспитатель. Правильно, это мороз. Как вы думаете, почему говорят:
Мороз не велик, да стоять не велит.
Дети. Когда мороз на улице, нельзя стоять, потому что замерзнешь, нужно ходить, бегать, прыгать.
Воспитатель. Зимой холодно, дует ветер. А чтобы нам не замерзнуть, нужно погреться.
6. Физкультминутка. «Зимняя разогревалочка» (Массаж рук, артикуляционная гимнастика).
Если замерзают руки, начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть.
Дети растирают ладони одна о другую.
Сначала ладошки совсем как ледышки,
Потом, как лягушки,
Потом, как подушки,
Но вот понемножку согрелись ладошки.
Горят и взаправду, не понарошку.
Растирают ладони все быстрее.
Я горю, как от огня,
Вот потрогайте меня.
Вытягивают ладони вперед.
– Все согрелись! Молодцы!
7. Упражнение «Дополни слово». (Совершенствование грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных.)
Воспитатель. Скажите, ребята, а какая она зима. Я начну слово, а вы заканчивайте.
– Холод, значит зима какая? Зима холодная.
– Мороз – морозная.
– Стужа – студеная.
– Вьюга – вьюжная.
– Лед – ледяная.
– Снег – снежная.
8. Дидактическая игра «Волшебные снежинки».
Воспитатель. Ребята, посмотрите, снеговик нам принес снежинки. Вам нужно каждому выбрать понравившуюся снежинку и посмотреть, сколько на ней точек. Сколько точек, на снежинке, столько и слов будет в вашем предложении.
предлагаю детям выбрать по одной снежинке.
- Сколько слов будет в предложении?
Дети. Два слова.
- Составьте предложение из двух слов, используя слово снег.
Дети. Снег идёт.
- «А у тебя сколько точек?».
Дети. Три точки.
А сколько сейчас слов будет в предложении?
Дети. Три слова.
-Составьте предложение из трёх слов, используя слово снежинка.
Дети. Летит белая снежинка.
- Сколько сейчас слов будет в предложении?
Дети. В предложении будет четыре слова.
Составьте предложение из четырёх слов, используя слово горка.
Дети. Мы сделали ледяную горку. Дети катаются с горки.
9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
10. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».
Детям раздаются цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.
11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
-О каком времени года мы говорили на занятии?
-Что вам понравилось на занятии?