Мишина Галина
Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
— познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития;
— формировать умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, умение строить разные типы высказываний.
Словарь: канделябр, керосиновая лампа, светец, «отщеплять от полена», подставка с разветвлением для нескольких свечей, электрическая лампочка, металлический цоколь, патрон.
Материалы и оборудование:
— фишки (синие, зеленые, красные);
Публикация «Конспект занятия по краеведению „О чем рассказала лучина?“ для детей от 5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
— картинки, наклеенные на картон (канделябр, костер, факел, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, лучина);
— фломастеры, карандаши;
— электрическая лампочка;
— свеча;
— пчелиный воск и шнур (толщиной 1 мм);
— подсвечники из разного материала (деревянные, стеклянные, металлические, фарфоровые);
— иллюстрации (костер в пещере).
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в краеведческий музей, садятся кружком. Темно. Электричества нет. Воспитатель спрашивает:
— Как же нам быть? Что же делать без света?
Дети предлагают свои варианты (можно зажечь костер, свечу, лучину.).
— Ребята, а вам было бы интересно узнать, как раньше люди обходились без электрической лампочки? Тогда давайте попросим машину времени перенести нас в прошлое.
Машина времени включается и «выдает» листок бумаги, на котором хаотично изображены картинки: канделябр, костер, лучина, факел, электрическая лампочка, лампа дневного света, керосиновая лампа.
— Давайте стрелками покажем, в каком порядке мы будем делать остановки в нашем путешествии.
Дети пронумеровывают осветительные приборы и проводят линии от самого древнего до современного.
— Итак, машина времени переместила нас в пещеру. Чем освещалось жилище древнего человека? (Огнем костра; показать картинку.)
— Что костер давал людям, кроме света? (Тепло. Можно предложить детям попробовать самим высечь огонь.)
— Костер горел в центре пещеры. Подумайте, что могли придумать древние люди, чтобы осветить углы своего жилища? (Подвести детей к мысли, что это может быть факел.)
— Ребята, теперь машина времени привела нас в крестьянскую избу. Чем здесь освещалось жилище? (Ответы детей : когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками.)
— Правильно, а лучины вставлялись в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Как вы думаете, чем был плох такой способ освещения? (Лучина быстро сгорает, пожароопасна.)Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается. Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.) Наши предки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли.
Ребята, а чем вы пользуетесь дома, когда у вас гаснет свет?
— Правильно, свечами. А ведь этому предмету уже около 2 тысяч лет. Как вы думаете, из чего делали первые свечи?
— Оказывается, из камыша, обмакивая его в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали, насколько сгорает свеча за час, и делали на ней отметины. Получались своеобразные часы.
Можно предложить детям самостоятельно изготовить свечу из пчелиного воска.
— Ребята, попробуйте подобрать похожие (родственные) слова к слову «свеча». (Свечечка, подсвечник, свечка, подсвечивать.)
— И к слову «свет» (светить, светлячок, освещение, подсветка, светильник, светцы).
Воспитатель обращает внимание детей на разные подсвечники, сделанные из железа, дерева, фарфора, стекла.
— Ребята, вы слышите, кто-то шуршит в углу? (Приносит домовенка Кузю.)
— Ребята, оказывается, Кузя все это время нас очень внимательно слушал и ждал, когда машина времени приведет нас к остановке, где мы будем говорить о канделябрах. Он говорит, что про костер и свечи он и раньше знал.
Рассказ воспитателя о канделябре — подставке с разветвлением для нескольких свечей (двух, трех, четырех и более).
— Это слово французского происхождения. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке. По количеству свечей можно было определить, насколько богата семья.
— Ребята, а что пришло на смену свечке? Кто догадался? Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? (Они горели при помощи керосина.)
— Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру; возле настольной лампы можно было шить, вязать.
— Следующей остановкой в нашем путешествии является. А что это означает, отгадайте сами:
Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
А вот еще загадка:
Чудеса на потолке — повисло солнце на шнурке.
Висит без дела днем, а ночью — освещает дом.
После того как дети отгадали, что это лампочка, включается свет.
— Давайте рассмотрим, как устроена лампочка и что в ней горит:
стеклянный баллончик;
металлический цоколь с нарезкой (чтобы ввинчивать в патрон);
за стеклом дрожит тоненькая как волосок серебристая спиралька. Когда включают лампочку, спиралька нагревается и ярко светит.
— Ребята, где используют электрические лампочки?
Дети передают по кругу желтый кубик, называя: настольная лампа, бра, люстра, фонарик, елочная гирлянда, фонарный столб, телевизор, в автомобилях, автобусах, духовке.
Игра «Дорисуй»
На листочках бумаги детям предлагаются нарисованные пещера, изба, дворец, кирпичный дом. Надо дорисовать источники света: костер, факел, керосиновую лампу, лучину, свечи, канделябр, лампочку.