МААМ-картинки

Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет

Мишина Галина
Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

— познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития;

— формировать умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, умение строить разные типы высказываний.

Словарь: канделябр, керосиновая лампа, светец, «отщеплять от полена», подставка с разветвлением для нескольких свечей, электрическая лампочка, металлический цоколь, патрон.

Материалы и оборудование:

— фишки (синие, зеленые, красные);

Публикация «Конспект занятия по краеведению „О чем рассказала лучина?“ для детей от 5 лет» размещена в разделах

— картинки, наклеенные на картон (канделябр, костер, факел, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, лучина);

— фломастеры, карандаши;

— электрическая лампочка;

— свеча;

— пчелиный воск и шнур (толщиной 1 мм);

— подсвечники из разного материала (деревянные, стеклянные, металлические, фарфоровые);

— иллюстрации (костер в пещере).

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в краеведческий музей, садятся кружком. Темно. Электричества нет. Воспитатель спрашивает:

— Как же нам быть? Что же делать без света?

Дети предлагают свои варианты (можно зажечь костер, свечу, лучину.).

— Ребята, а вам было бы интересно узнать, как раньше люди обходились без электрической лампочки? Тогда давайте попросим машину времени перенести нас в прошлое.

Машина времени включается и «выдает» листок бумаги, на котором хаотично изображены картинки: канделябр, костер, лучина, факел, электрическая лампочка, лампа дневного света, керосиновая лампа.

— Давайте стрелками покажем, в каком порядке мы будем делать остановки в нашем путешествии.

Дети пронумеровывают осветительные приборы и проводят линии от самого древнего до современного.

— Итак, машина времени переместила нас в пещеру. Чем освещалось жилище древнего человека? (Огнем костра; показать картинку.)

— Что костер давал людям, кроме света? (Тепло. Можно предложить детям попробовать самим высечь огонь.)

— Костер горел в центре пещеры. Подумайте, что могли придумать древние люди, чтобы осветить углы своего жилища? (Подвести детей к мысли, что это может быть факел.)

— Ребята, теперь машина времени привела нас в крестьянскую избу. Чем здесь освещалось жилище? (Ответы детей : когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками.)

— Правильно, а лучины вставлялись в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Как вы думаете, чем был плох такой способ освещения? (Лучина быстро сгорает, пожароопасна.)Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается. Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.) Наши предки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли.

Ребята, а чем вы пользуетесь дома, когда у вас гаснет свет?

— Правильно, свечами. А ведь этому предмету уже около 2 тысяч лет. Как вы думаете, из чего делали первые свечи?

— Оказывается, из камыша, обмакивая его в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали, насколько сгорает свеча за час, и делали на ней отметины. Получались своеобразные часы.

Можно предложить детям самостоятельно изготовить свечу из пчелиного воска.

— Ребята, попробуйте подобрать похожие (родственные) слова к слову «свеча». (Свечечка, подсвечник, свечка, подсвечивать.)

— И к слову «свет» (светить, светлячок, освещение, подсветка, светильник, светцы).

Воспитатель обращает внимание детей на разные подсвечники, сделанные из железа, дерева, фарфора, стекла.

— Ребята, вы слышите, кто-то шуршит в углу? (Приносит домовенка Кузю.)

— Ребята, оказывается, Кузя все это время нас очень внимательно слушал и ждал, когда машина времени приведет нас к остановке, где мы будем говорить о канделябрах. Он говорит, что про костер и свечи он и раньше знал.

Рассказ воспитателя о канделябре — подставке с разветвлением для нескольких свечей (двух, трех, четырех и более).

— Это слово французского происхождения. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке. По количеству свечей можно было определить, насколько богата семья.

— Ребята, а что пришло на смену свечке? Кто догадался? Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? (Они горели при помощи керосина.)

Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру; возле настольной лампы можно было шить, вязать.

— Следующей остановкой в нашем путешествии является. А что это означает, отгадайте сами:

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

А вот еще загадка:

Чудеса на потолке — повисло солнце на шнурке.

Висит без дела днем, а ночью — освещает дом.

После того как дети отгадали, что это лампочка, включается свет.

— Давайте рассмотрим, как устроена лампочка и что в ней горит:

стеклянный баллончик;

металлический цоколь с нарезкой (чтобы ввинчивать в патрон);

за стеклом дрожит тоненькая как волосок серебристая спиралька. Когда включают лампочку, спиралька нагревается и ярко светит.

— Ребята, где используют электрические лампочки?

Дети передают по кругу желтый кубик, называя: настольная лампа, бра, люстра, фонарик, елочная гирлянда, фонарный столб, телевизор, в автомобилях, автобусах, духовке.

Игра «Дорисуй»

На листочках бумаги детям предлагаются нарисованные пещера, изба, дворец, кирпичный дом. Надо дорисовать источники света: костер, факел, керосиновую лампу, лучину, свечи, канделябр, лампочку.

Публикации по теме:

Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «О чем рассказала капелька» Игровая обучающая ситуация «О чем рассказала капелька» (с литературным персонажем) (выбрать и указать нужное) старшая группа Тема недели.

Конспект НОД по краеведению «От Каинска до Куйбышева» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по краеведению «От Каинска до Куйбышева» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "От Каинска до Куйбышева». Цель: Обогащать и закреплять знания детей об истории.

Конспект открытого занятия для родителей в первой младшей группе «На чем мы ездим?» по теме «Транспорт»Конспект открытого занятия для родителей в первой младшей группе «На чем мы ездим?» по теме «Транспорт» Тема: «На чем мы ездим?» Программное содержание: Закрепить знания детей о понятии «транспорт». Упражнять в умении классифицировать транспорт.

Конспект открытой ОД по краеведению в группе общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «День рождения города» Конспект открытой образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «День рождения города». Разработала и провела:.

Конспект занятия для детей 5–6 лет «Цветы» Воспитывать экологическое мировоззрение, желание подарить маме подарок, подготовленный самостоятельно. - закреплять знания цветов; - развивать.

Конспект занятия по краеведению «Вышивка «тамбовский крест» Вышивка. Тамбовский крест. Задачи: • познакомить детей с традиционным ремеслом тамбовчан «Вышивка», её особым видом «Тамбовский крест»,.

Конспект занятия по краеведению «Русская изба» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №126 Г. ЛИПЕЦКА Конспект занятия по краеведению «Русская.

Конспект занятия с детьми 6–7 лет «Чем пахнут ремесла?» Конспект занятия с детьми 6-7 лет, тема: «Чем пахнут ремесла?» Оборудован Интерактивная доска, предметные картинки по теме, презентация.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка дома в возрасте 4–5 лет» Чем занять ребенка дома в возрасте 4-5 лет Чем занять ребенка в 4 года. К сожалению, иногда бывают моменты, когда мы, родители, очень заняты.

Конспект занятия по краеведению «Бабушкины игры» для детей 4–5 летКонспект занятия по краеведению «Бабушкины игры» для детей 4–5 лет Занятие кружка «Шалуны-балуны» Цель. -разучить народные игры Южного Урала -Развивать умение соблюдать правила игры Беседа.»Далеко ли живут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 17:14
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Мишина Галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД