Равиля Мартьянова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
по развитию речи в старшей группе по теме :
пересказ сказки Э. Шима «Соловей и воронёнок».
Воспитатель
Мартьянова Равиля Ниязовна
МБДОУ «Детский сад №108»
город Рязань
Цели:
Образовательные.
• Закреплять знания детей о временах года,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Пересказ сказки Э, Шима „Соловей и вороненок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным,
• Учить детей слушать и пересказывать текст целиком и по ролям.
Развивающие.
• Развивать речь детей, воображение, логическое мышление.
Воспитательные.
• Воспитывать бережное отношение к природе,
• Воспитывать умение видеть и понимать красоту природы.
Оборудование:
Музыка «Звуки весеннего леса», «Трели соловья», «Карканье вороны»; картина – «Весенний лес с большим деревом»; картинки-соловей, воронёнок-по 2 шт., небольшие картинки с изображением примет весны (солнце, весенняя капель, подснежник, проталинки).
Предварительная работа:
Чтение сказки Э. Шима «Чем пахнет весна», чтение стихов и загадок о весне, просмотр видеороликов о весне, приметы весны.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Ребята, давайте поприветствуем гостей и тихонько присядем на коврик. -Послушайте стихотворение.
«Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
в прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики
Сегодня - посмотри!
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Весёлых, белых мух.
Воспитатель
-Дети, о каком времени года говориться в стихотворении? (о зиме)
-Нравится вам зима? (Да).
-А чем она вам нравится? (ответы детей)
-Ребята, а есть ли запах у зимы?
-Чем пахнет зима? ( ответы детей: морозами, мандаринами, снежками)
-А сколько всего времён года? (4)
-А какое время года наступит, когда закончится зима? (Весна).
-А как мы узнаем, что пришла весна? (ответы детей).
Воспитатель:
«Говорят «запахло весной!»
-А как пахнет весна? (ответы детей).
Воспитатель:
- Весна наполняет воздух свежим ароматом земли, свежестью зелени. Солнышко прогревает воздух и на душе становится радостно.
-Давайте назовём приметы весны.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери слово»
Я буду начинать предложение, а вы- закончите его.
(воспитатель по ходу чтения выставляет картинки)
«Закончилась долгая, холодная (зима).
Наступила долгожданная (весна).
Всё ярче светит весеннее (солнышко).
Появились первые … (проталинки).
Бегут звонкие (ручейки).
С крыш домов капают (сосульки).
На деревьях набухли (почки).
Дети строят … (скворечники).
Мы любим первые весенние (цветы)
Это… (подснежники, ландыши).
С тёплых краёв прилетают (птицы).
Это… (грачи, скворцы, ласточки, соловушки)
Воспитатель:
- Правильно, это всё приметы весны.
Послушайте стихотворение:
«Если снег повсюду тает,
День становиться длинней.
Если всё зазеленело
И поёт в полях ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер
Значит, к нам пришла весна!»
Воспитатель:
-Особенно хорошо весной в лесу. Там звенят ручейки, поют птицы, на полянках появляются цветочки.
-Хотели бы вы сейчас оказаться в весеннем лесу (Да)
-А давайте сядем в поезд и отправимся в весенний лес.
(дети садятся на стульчики и поют песенку «Вот поезд наш едет…»)
(Воспитатель вывешивает картину «Весенний лес», включает музыку: «Весенний лес»).
-Вот мы и приехали, тихонечко выходите из вагона и послушайте какая
Красивая музыка звучит весной в лесу. Слышно, как где-то бежит ручей и журчит своими колокольчиками, весело поют птицы, как будто говорят: «Мы вернулись! Всем привет!» А деревья начинают наряжаться в зелёные платья. Просто красота!
-Хотите поиграть на весенней полянке? (Да.)
Физкультминутка (сочетанием речи с движением)
(дети встают в кружок) -Вы-птички. Выполняйте движения, которые я буду говорить.
«Птички прыгают, играют,
Крошки птички собирают.
Пёрышки почистили,
Клювики почистили.
Птички летают, поют,
Зёрнышки клюют.
Дальше полетели,
На полянку сели.
Воспитатель:
-Дети, а вы птиц видите? (нет)
-ОЙ, а я вижу одну. Угадайте, кто она?
«Особа всем известная,
Она крикунья местная.
Увидит точку тёмную,
Влетит на ель зелёную и смотрит
Словно с трона серая (ворона).»
(Воспитатель вывешивает картинку-(ворона)
-Скажите, а ворона улетает на зиму в тёплые края? (Нет).
Придумайте прилагательное к слову ворона.
-Ворона какая? (Большая, серая).
Воспитатель:
-Дети, а вот там, среди ветвей я вижу ещё одну птичку.
Она маленькая, неприметная, пёрышки у неё светло-коричневые. Она сливается с ветвями, её трудно увидеть.
Отгадайте, кто, такая?
«Эта маленькая птица
Петь большая мастерица.
На берёзе средь ветвей
Трель заводит (Соловей).
(Воспитатель выставляет картинку - (Соловей)
Воспитатель:
-Дети, вы видели соловья? (Нет).
Я тоже соловья никогда не видела, только на картинке. В природе его скрывает листва, а если он сидит на виду, то мы не обращаем на него никакого внимания-птичка неприметная, не яркая. А поёт соловей лучше всех птиц.
Если человек очень хорошо поёт, про него говорят: «поёт, как соловей».
Нельзя поймать соловья и посадить его в клетку, он не станет петь. Он просто умрёт.
Воспитатель:
Давайте посмотрим на соловья.
-Какой он? (ответы детей).
Воспитатель:
-Сегодня я хочу прочитать вам сказку Эдуарда Шима «Соловей и воронёнок».
Послушайте. (птицы в руках у воспитателя)
(воспитатель читает сказку первый раз).
Воспитатель:
-Скажите сколько героев в сказке? (2).
-Кто они? (соловей и воронёнок).
-Как, воронёнок описывает Соловушка? (Золотой голосок, серебряное горлышко! Так хорош, так пригож).
-Что значит пригож? (красив)
-А воронёнок знает, как выглядит Соловушка? (нет).
-Как в начале сказки обращается к Соловушка? (пигалица серая, мелкая, да писклявая).
-Что значит пигалица? (ответы детей).
(Очень маленькая).
-Как вы думаете, был удивлён воронёнок, когда узнал, что перед ним сидит на ветке сам Соловушка? (ответы детей).
Воспитатель:
-Слушайте сказку ещё один раз и запоминайте, кто захочет, может её пересказать.
(воспитатель читает сказку второй раз)
-Кто хочет пересказать сказку? (1 ребёнок).
-А сейчас давайте расскажем сказку вдвоём, по ролям. (2 ребёнка рассказывают по ролям).
Воспитатель:
-Ребята, сказку мы послушали, пересказали.
-А хотите услышать, как поёт Соловушка? (да)
(музыка «Трели соловья»)
-Как поёт соловей? (красиво)
-Понравилось вам в весеннем лесу?
-Кого мы здесь встретили?
-Что нового вы узнали о соловье? (ответы детей).
Воспитатель:
-Хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в детский сад.
Садимся в вагончик, чтобы быстрее доехать, поё м песенку:
«Вот поезд наш едет,
Колёса стучат
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Ту, ту, ту, ту, ту
Бежит паровоз
Из леса ребяток
Домой он привёз.»
Воспитатель:
-Ну вот мы и дома. Понравилось вам путешествие