Анастасия Ковалева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию. Составление рассказов о ранней осени»
▼ Скачать
"Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию : составление рассказов о ранней осени, чтение стихотворений о осенних явлениях»
Задачи:
- Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, продолжать учить составлять рассказы по картинкам и отвечать на вопросы полным предложением.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему „Обучение рассказыванию, Составление рассказов о ранней осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Развивающая : развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику, продолжать развивать память и мышление через игры и упражнения.
- Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
- Провести наблюдение за ранней осенью в парке, лесу и на участке детского сада вместе с воспитателями и родителями.
- Заучить отрывки из стихотворений об осени, таких как «Унылая пора! Очей очарованье.» А. С. Пушкина, «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.» А. К. Толстого, «Осень наступила.» А. Н. Плещеева, «Есть в осени первоначальной.» Ф. И. Тютчева.
Оборудование:
- Репродукции картин русских художников, иллюстрирующие признаки осени.
- Сюжетные картинки для составления рассказов.
- Мяч.
- Осенние листья.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Рассказ-загадка.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто-то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Назовите месяца осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Сегодня мы будем рассказывать о первых осенних днях, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ был содержательным и интересным. Обозначим план рассказа.
Во-первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменениях в природе. И мы также расскажем, как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних днях.
Дети: Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Трава пожелтела, птицы стали улетать.
Воспитатель: А кто еще знает признаки наступления осени?
Дети: Осенью часто идут дожди. Осенью начинает холодать. Бывают первые заморозки. Листья желтеют.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем
ладошки вместе, затем соединяем пальчики)
Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)
Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)
Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)
Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)
Воспитатель: А еще, ребята, осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
2. Игра с мячом.
Воспитатель: Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист. Давайте начнем!
(Игра с мячом, задавание вопросов о признаках осени : листья, дождь, урожай, птицы, деревья, звери).
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Осенние листья».
(Проведение физических упражнений под песню «Осенние листья»)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
После физкультминутки, воспитатель показывает на доске картинки с приметами осени и предлагает составить предложения по каждой картинке.
Воспитатель: Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения.
(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень»)
Вот такая она – ранняя осень!
Завершающая часть:
Воспитатель: Предлагаю послушать стихотворение Плещеева А. Н. «Осень наступила».
Чтение стихотворения Плещеева А. Н. «Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Воспитатель : "Какие чувства вызывает в вас это стихотворение?"
Дети, "Грусть".
Воспитатель: "Почему?".
Дать Детям возможность, чтобы выразить свои мысли: "Потому что закончилось лето, теплое время, когда можно было купаться и загорать. Дожигает нас холодная осень".
Воспитатель :"Дети, не надо грустить, ведь у природы нет плохой погоды. Осень по-своему прекрасна",.
Воспитатель : "Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?" –
Дети :"Мы говорили об осени" - ответили они в один голос.
Воспитатель :"Отлично, чтобы лучше запомнить, что бывает осенью, давайте сыграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью, и «Нет», если не бывает" - предложил воспитатель, показывая им свою заинтересованность.
Игра "Да или нет?"
Осенью растут грибы? "Да". Тучки солнце закрывают? "Да". Холодный ветер прилетает? "Да". Но птицы гнезда вьют? "Нет". А букашки прилетают? "Нет". Звери норки закрывают? "Да". Урожай все собирают? "Да". Птичьи стаи улетают? "Да". Часто-часто льют дожди? "Да". Достаем ли сапоги? "Да". Солнце светит очень жарко? "Нет". Можно детям загорать? "Нет". Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? "Да".
Воспитатель: "Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени и почувствовали прекрасное время года.