Гараева Гулшод
«Космос». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие
Тема занятия: «Космос»
Возрастная группа: Старшая
Цель занятия: Формирование речевой деятельности детей по теме «Космос».
Задачи занятия:
Образовательная: Продолжить активизировать и обогащать речевую деятельность детей; продолжить обучать детей выстраивать полные и выразительные ответы на вопросы; продолжить совершенствовать грамматический строй речи детей, интонационной выразительности.
Развивающая: Продолжать развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; продолжить развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, через постановку проблемных вопросов; продолжить развивать мелкую моторику рук.
Воспитательная: Продолжить воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно; продолжить формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности; продолжить создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа: Белка и Стрелка, Юрий Гагарин, космонавт, спутник, скафандр, метеорит, звёзды, Марс, Инопланетянин, невесомость.
Планируемый результат занятия: Научить детей выстраивать полные и выразительные ответы на вопросы.
Подготовительная работа: Беседы и занятие на тему «Космос».
Материалы и оборудование: Карточки с изображениями по теме, мяч, музыка.
1. Организационно – мотивационный этап
- Что за чудо-чудеса.
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить
Чуткие руки умеют дружить!
- Молодцы, теперь садитесь на свои места.
- Ноги держим вместе, руки на коленях, спину держим ровна. Словесный
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы
- Ребята, раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и покоится на трех слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала в космос запустили искусственный спутник. Затем в космос на ракете отправили собак. Кто знает, как их звали? (Белка и Стрелка). А 12 апреля 1961 года первый человек полетел в космос! Кто знает, как его зовут? (Юрий Гагарин). Кем был Юрий Гагарин? (Космонавтом). Юрий Гагарин совершил полет вокруг земного шара. С тех пор много космонавтов отправлялись на космических кораблях изучать космическое пространство, Луну и другие планеты.
- А на чем летают космонавты в космосе? (На космических ракетах)
2.2. Этап ознакомления с материалом
- Предлагаю вам показать, как выглядит ракета.
Дыхательное упражнение «Ракета»
- Поднимаем руки вверх – делаем вдох через нос, пауза, опускаем руки вниз – выдыхаем через рот. Молодцы!
- Ребята, а кто знает из каких частей состоит космическая ракета?
- Ребята, а можно ли в обычной одежде лететь в космос?
- А что нужно надеть? (Скафандр.)
- Что это такое? (Космический костюм.)
- А вы хотели бы стать космонавтами отправиться в космическое путешествие?
- Но прежде, чем стать космонавтами нам лучше тщательно подготовиться.
- Давайте посчитаем планеты, к которым мы полетим:
Пальчиковая гимнастика
- По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- А каким должен быть космонавт, чтобы отправится в полет? (Смелым, сильным, здоровым)
- Предлагаю вам сделать разминку!
Физминутка
- Вы сегодня космонавты
Чтоб отправится в полет,
Надо сильным быть и ловким.
Начинаем тренировку:
Штангу с пола поднимаем,
Крепко держим и бросаем.
Быстро бегаем бегом,
Приседаем и встаем.
Теперь отправимся на Марс.
Звезды в гости ждите нас!
Три, два, один… летим!
2.3. Этап практического решения проблемы
- А теперь я предлагаю вам занять места в космической ракете!
- Приготовьтесь! Начинаем обратный отсчет! Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один! Старт! Вот мы и летим! Чем дальше ракета улетает от Земли, тем меньше становиться наша планета.
- Предлагаю вам во время полета немного поиграть:
Словесная игра «Скажи наоборот»
далеко – близко,
высоко - низко, и т. д.
- Ребята, мы пролетаем область, где часто попадаются метеориты!
- Кто из вас знает, что такое метеорит? - Метеорит – это космическое тело, которое двигается в космическом пространстве. Как метеорит летит в космосе, так и мячик будет перелетать из моих рук в ваши и обратно!
Игра с мячом - «метеоритом»
- Я буду называть один предмет и бросать «метеорит», а постарайтесь назвать много предметов и отбрасывайте «метеорит» назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, станция.
- Ребята, а вы знаете чем отличаются предметы, находящиеся в космосе от земных? (Предметы в космосе летают если их не пристегнуть, становятся невесомыми).
- Вы знаете, что такое «невесомость»? - Невесомость - это состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит)
- Мы подлетаем к планете красного цвета! Как называется эта планета? (Марс)
Игра «Поймай звуки»
- Правильно, МАРС! Сколько звуков в этом слове?
- Какой первый звук, последний, второй, третий.
- Назовите гласные звуки.
- Сколько слогов в слове?
- Назовите твердые согласные звуки.
- Назовите мягкие согласные звуки
- Молодцы космонавты!
- Посмотрите, ребята! А на Марсе нас встречает кто-то встречает!
- Кто же это? (Инопланетянин)
- Он хочет с нами поговорить! Для того, чтобы ему ответить, нам нужно выучить его язык!
Фонематическая игра «Инопланетный язык»
Дра-дра-дря
Тра-тра-тря
Дри-дри-дры
Тру-трю-трю
Дро-дро-дре
Тре-тре-тро
Три-три-тры
- Как вы думаете, что нам сказал Инопланетянин? А что мы ему ответили? А почему мы называем его Инопланетянин? (Потому, что он с иной, другой планеты)
- Давайте придумаем ему имя!
- Инопланетянин желает нам приятного полета домой! Вопрос – ответ Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, играли в игры Дети нашли ответ на проблемный вопрос
3. Заключительный этап
Подведение итогов
- Вот и закончилось наше путешествие!
- Ребята, что мы сегодня делали на этом занятие?
- Что вам больше всего понравилось делать?
- А, куда мы с вами летали?
- Что мы там видели?
- С кем познакомились?
- Все занимались хорошо, старались.
- Молодцы!
Дети внимательно слушают воспитателя и подводят итоги.