Муканаева Радмила
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие
по обучению грамоте
Цель:создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию.
Задачи:
Образовательные:
закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»,
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Лесная школа“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,
совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,
упражнять в определении места звука в слове,
учить составлять и читать слоги
продолжать знакомить с составлением предложения по живой модели.
Развивающие :
развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие,
развивать внимание, память, мышление,
учить внимательно вслушиваться в речь взрослого,
правильно отвечать на вопросы полными предложениями;
Воспитывающие:
воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие,
воспитывать интерес к обучению грамоте.
Развивающая среда :
колокольчик.
массажные коврики.
магнитная доска,
конверты с заданиями,
домики для звукового анализа по количеству детей,
«Волшебный мешочек»,
предметные картинки с изображением животных, различных предметов со звуком [Ш],
пособие «Звуковые домики»,
красный, синий и зелёный домики,
Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.
Воспитатель и дети: Всем! Всем! Добрый день!
- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!
- Становитесь в кружок!
- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Психогимнастика
Настроение упало?
Дело валится из рук.
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем!
Настроение поднимем,
И от пыли отряхнем.
Разводят руки в стороны.
Бросают руки вниз.
Грозят указательным пальцем.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.
Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила конверт с письмом.
Пишет вам мудрая Сова из лесной школы.
Сегодня в нашей лесной школе пройдут очень интересные уроки и я вас приглашаю на них. Еще я приготовила для вас сюрприз, а чтобы его получить, нужно старательно выполнить все мои задания.
Воспитатель:
-Хотите побывать в лесной школе?
-Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.
(Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова)
-Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.
- Вот мы и оказались в лесной школе, а вот и мудрая сова.
Воспитатель звенит колокольчик:
-Колокольчик озорной приглашает на «Урок грамоты».
II. Сообщение темы и цели
Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.
III. Основная часть
Фонетическая разминка.
Воспитатель:
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко-государстве,
Жили-не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
Игровое упражнение «Разноцветные домики».
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.
Задания лесных жителей находятся в конвертах.
Воспитательдостает первый конверт.
Воспитатель:
- А вот и первое задание! Интересно, от кого оно!
Воспитательоткрывает конверт и с изображение ежика, достаёт оттуда карточку с заданием.
Дети:Это задание от ежика!
- Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Ежик: «Лесные жители так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите им найти свои домики. Подсказка: узнать в каком домике кто живёт можно по первым звукам в названии жителей».
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, перед вами три домика – красный, синий и зелёный.
- Как вы думаете, кто живёт в красном домике?
Дети: В красном домике живут те, чьё название начинается на гласный звук.
Воспитатель:
- А кто живёт в синем домике? В зелёном домике?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Молодцы! Приступаем к выполнению задания.
Я,вам показываю картинки, а вы произносите и показываете на какой звук начинаеться слово (ежик, олень,заяц, белка, волк,енот, лиса,кабан)
Коллективная проверка выполнения задания.
Выполнение в тетрадях: закрасить гласные буквы красным карандашом, синие буквы синим карандашом.
Игровое упражнение «Звуковой домик».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, а вот и Лисичка пришла с вами поиграть.
Воспитатель:
- Лисичка приготовила для вас звуковые домики.
- Послушайте внимательно правила игры: я буду называть слово, вы должны услышать, где находится согласный звук [С] : в начале, в середине или конце слова, и прикрепить фишку в нужное окошко.
- Итак, начали!
- Где мы слышим звук [С], в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус, пылесос.
- Какое сложное задание приготовила для вас Лисичка, но вы отлично с ним справились.
- Молодцы, ребята!
Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
Воспитатель:
- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.
- Кто это ребята?
Дети: Это Змейка. Воспитательдостает «Волшебный мешочек».
Воспитатель:
- Она приготовила для вас волшебный мешочек.
- Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Воспитательдостает из мешочка картинки.
- Что это ребята?
Дети: Это картинки.
Воспитатель:
- Давайте с ними поиграем!
- Вы будете доставать из мешочка картинки, назвать предмет, изображенный на ней и делить хлопками это слово на слоги.
( Картинки:шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, мышь и т. д.)
- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием!
Физминутка «Разминка»
Воспитатель:
А вот и конверт от Зайчонка. Он предлагает вам немного отдохнуть и сделать разминку.
Воспитатель звенит в колокольчик:
-Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
Воспитатель:
- А вот и конверт – от Бельчонка.
Воспитатель читает задание: «Ребята, помогите мне собрать шишки».
Предлагаю отдохнуть и проследить за ней глазками.
Куда белка прыгнет,там нужно прочитать слог.
Воспитатель открывает конверт с изображением Медвежонка, достаёт оттуда карточку с заданием.
Дети:Это задание от Медвежонка!
Вы будете «живыми словами». Вика будет словом «медведь», а Амелия словом «любит». Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)
- Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)
- Давайте прочитаем – «Медвежонок любит». Сколько слов в предложении? (2)
- У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)
- Давайте мы с вами в предложении добавим слово, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит.)
-Молодцы ребята! Давайте вспомним, какие задания мы сегодня с вами делали. Вы отлично справились с последним заданием!
IV. Итог
Воспитатель: Еще мудрая Сова награждает вас медальками за ваши старания. Большое вам спасибо.
Воспитатель:
-Пора возвращаться в детский сад.