наталья кибенева
Конспект занятия по развитию речи «Как рубашка в поле выросла» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как рубашка в поле выросла»
Задачи:
-формировать готовность детей к участию в совместной деятельности и к умению поддерживать друг друга, работая в подгруппах;
-упражнять детей в умении составлять рассказ по серии сюжетных картин, развивая сюжетную линию;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Как рубашка в поле выросла“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Косоворотка, русская рубаха
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
-совершенствовать умения придумывать загадки, самостоятельно описывать предмет;
-закреплять умения подбирать синонимы и антонимы. Развивать понимание значений многозначных слов разных частей речи;
-упражнять в согласовании прилагательных и существительных;
-развивать интонационную выразительность речи, интерес к малым фольклорным формам (загадки, поговорки).
Материалы и оборудование:
Нитки разные по цвету, по длине и по качеству; ткани разные в коробочке картинки из книги «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинского; шкатулка с иголкой; лён (картинка); картинки для составления алгоритмов; готовые аппликации «Рубашки, украшенные нитками».
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на коробку, открывает её, а там спутанные нитки.
В-ль: Что это? Какие они?
Д: Разноцветные.
В-ль: Если они спутались, то они какие?
Д: спутанные.
В-ль: Ребята, давайте рассмотрим, из чего сделаны эти нитки. Если они из шерсти?
Д: Шерстяные.
В-ль: Если они из хлопка?
Д: Хлопковые.
В-ль: Если они из льна?
Д: Льняные.
Д/и «Скажи наоборот»
В-ль: Посмотрите, одни нитки толстые, а другие…
Д: …тонкие.
В-ль: Есть длинные, а есть …
Д: …короткие.
В-ль: Есть крепкие, прочные, а есть…
Д: …слабые.
В-ль: Ребята, посмотрите есть ещё одна коробка. Давайте посмотрим, что в ней. Здесь лоскутки ткани. Какая она?
Драп…
Д: Толстая, гладкая.
Фланель…
Д: Мягкая, ворсистая, нежная, теплая…
Ситец…
Д: Тонкая, гладкая…
Сатин…
Д: Лёгкая, плотная, гладкая…
Шерсть…
Д: Плотная, не толстая, тёплая…
(Показать, что ткань состоит из ниток)
В-ль: Ребята, как вы думаете, какие ткани подойдут для зимней и летней одежды?
Д: Шерстяная - для зимы, ситец – для лета.
В-ль: Послушайте сказку Евгения Пермяка «Пропавшие нитки». Садитесь на стульчики.
«Жила-была сварливая (а как сказать по-другому?.)
Д: Сердитая, вредная, хмурая, злая…
В-ль: К тому же неряха. Что это значит?
Д: Замарашка, грязнуля, лентяйка…
В-ль: А у неряхи все нитки спутаны. Распутывала их, распутывала нерадивая торопыга, да и крикнула:
- Пропадайте вы пропадом! Чтобы глаза мои вас не видели!
А нитки возьми и пропади. И всё, что у старухи сшито нитками и что сделано из ниток – всё разлетелось. Жалобно просила старуха, чтобы нитки возвратились.
-Назови, - говорят нитки, - половину того, что из нас ткётся, плетётся, вяжется. Тогда вернёмся, простим. И принялась старуха называть. Но до сих пор и половины не вспомнила».
Ребята, давайте поможем старухе вспомнить.
Игровое задание «Поможем бабушке»
(На доске картинка «старуха сидит в пустой избе, без одежды». Пока дети с воспитателем называют то, что ткётся, плетётся и вяжется, другой воспитатель меняет картинку)
В-ль: Вот и возвратились нитки. Вы замечательные помощники. Молодцы!
Физкультминутка про одежду.
Не плачь, куколка моя (имитация укачивания)
Остаёшься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг об друга)
Твои платья и носки (загибают пальцы поочерёдно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной бирет,
Я налью воды чуток, (имитация налива воды)
В таз насыплю порошок (имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко (показ солнышка)
Натяну верёвочку (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком всё просушу (махи ладонями)
Утюгом туда-сюда (гладим правой рукой)
Бельё быстро глажу я.
Поработали вдвоём (хлопки вверх-вниз)
А теперь и отдохнём (ладони под голову и спим).
А что у меня спрятано в этой шкатулке, догадайтесь: «Весь мир одевает, а сама нагишом». Что это?
Д: Иголка.
В-ль: А что значит «нагишом»?
Д: Голая, без одежды.
Дети рассматривают иголку.
Д/и «Какие бывают иголки?»
В-ль: Давайте вспомним и назовём, какие бывают иголки.
Д: Медицинская, швейная, у сосны, у ежа…
В-ль: Скажите, какая иголка?
Д: Блестящая, острая, металлическая, тонкая…
Д/и «Назови, что может быть острым»
Д: Острые ножницы, острый нож…; острый запах, острое зрение, острый нюх….
В-ль: Чтобы шить, нужна не только иголка, но и нитка. Как вы думаете, почему?
Д: Без нитки не получится скрепить два куска ткани.
В-ль: В народе говорят: «Куда иголочка, туда и ниточка». Как вы понимаете эту пословицу?
Д: Ниточка следует за иголочкой…
Подвижная игра «Иголка и нитка»
Д/и «Что сначала, что потом»
В-ль: Ребята, вспомните произведение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Давайте мы отправимся по страницам этой книги. У меня есть картинки, их нужно разложить последовательно и рассказать, «как рубашка в поле выросла».
Дети последовательно выставляют картинки и составляют коллективный рассказ.
Примерный рассказ:
Папа посадил блестящие зернышки. Потом появилась зелёная травка. «Славная будет у меня рубашечка,»-подумала Таня. Сестры приходили полоть лён. Вскоре появились голубенькие цветочки, а потом вместо них – коробочки. Коробочки срезали, а лён убрали в снопики. Потом его вымачивают в речке, вынимают, обчёсывают железным гребнем. Из волокна прядут пряжу. Потом из ниток ткут полотно. Чтобы ткань стала белая, её расстилали зимой на снег, а летом на траву, смачивают водой. И к Рождеству Тане и её брату Васе сшили белые как снег рубашечки.
В-ль: Вот сколько времени и труда нужно затратить, чтобы из льна получился холст. А теперь поиграем в игру «Кто быстрее?» Нужно поделиться на 2 команды и составить алгоритм из предложенных картинок.
Одна команда будет «выращивать лён», а другая –«ткать полотно и шить из него рубашку».
(Две команды подбирают подходящие картинки и по очереди рассказывают)
В-ль: Молодцы. Все справились. Ребята, мы с вами делали аппликации из ниток. Давайте покажем нашим гостям и расскажите, как и что вы украшали.
(Дети(2-3) берут свои аппликации и рассказывают)
Примерный рассказ:
Это платье для мамы. Я его украсил цветными нитками. Я намазывал клеем и приклеивал нитку. В этом платье мама пойдет на бал.