Дубова Евгения Александровна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дидактические игры со словами»
Дидактические игры со словами
Цель: Активизировать словарь детей, развивать логическое мышление, грамматически правильную речь, внимание и воображение.
Ход занятия
Сегодня на нашем занятии мы будем играть со словами. Давайте настроимся:
Запоминает наша голова.
Важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно,
Смотрим обязательно.
Друг друга не перебиваем,
Для ответа руку поднимаем.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Дидактические игры со словами“» размещена в разделах
Игра «Найди лишнее слово»
Нужно определить слово, которое является лишним и объяснить - почему оно лишнее:
1. Храбрый, злой, смелый, отважный. (злой)
2. Яблоко, слива, огурец, груша. (огурец)
3. Молоко, творог, сметана, хлеб. (хлеб)
4. Час, минута, лето, секунда. (лето)
5. Чашка, тарелка, кастрюля, сумка. (сумка)
6. Платье, свитер, шапка, рубашка. (шапка)
7. Мыло, метла, паста зубная, шампунь. (метла)
8. Береза, дуб, сосна, земляника. (земляника)
Игра «Правильно или нет?»
Как вы думаете, можно ли так сказать? Как нужно сказать правильно? :
1. Мама ставит вазу с цветами в стол. (Мама ставит вазу с цветами на стол)
2. Бабушка купила сковородка. (Бабушка купила сковородку)
3. Кукла рисовала девочку. (Девочка рисовала куклу)
4. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. (В домике на опушке живут бабушка и дедушка.)
5. На шубу повесили вешалку. (На вешалку повесили шубу)
6. В полу лежит красивый ковер. (На полу лежит красивый ковер.)
Игра «Раздели на группы»
Ребята, вам нужно разложить картинки (лежат на столе) в три коробки таким образом, чтобы в одной были те, про изображения на которых можно сказать «он мой», в другой коробке должны быть картинки, про изображения на которых можно сказать «она моя», в третьей коробке – картинки, про изображения на которых можно сказать «оно моё».
Физминутка
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу. (руки вверх, покачивания в стороны)
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу. (наклон вперёд, встряхивания кистями)
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят. (руки в стороны, небольшие махи руками)
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад. (присед, руки за спину)
Игра «Закончи строку»
Волны ходят на просторе
День и ночь в открытом … (море)
Чтобы выросли листочки,
На ветвях набухли …. (почки)
Свет дневной уходит прочь.
На поля спустилась …. (ночь)
Пчёлка сок цветочный пьёт,
Из него готовит …. (мёд)
Мышка спряталась под горку
И грызёт тихонько …. (корку)
Возле дома на дорожке
Воробьи клевали …. (крошки)
Тащит мышонок в норку
Огромную, хлебную ….(корку)
По дороге наша Машенька идёт
За верёвочку козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у Машеньки …. (коса)
Игра «Объясните, почему…»
Нужно закончить предложения, начиная со слов «потому что». Главное, чтобы в ответе правильно отражалась причина события, изложенного в первой части.
Пример: Собака подбежала к хозяину, потому что он её позвал.
Незаконченные предложения для игры :
Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Вова заболел… (простыл)
Дети легли спать… (поздно)
Очень хочется пить… (жарко)
Лёд на реке растаял… (тепло)
За окном появилась радуга… (закончился дождь)
Игра «Один и много»
Ребята, я буду по очереди бросать каждому из вас мяч, называя словом один предмет, а вы называете слово во множественном числе и возвращаете мне мяч.
Например, карандаш - карандаши.
Слова для игры :
Книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребёнок, человек, озеро, имя, друг, арбуз.
Игра «Ласковое слово»
Нужно погладить себя по голове, если воспитатель называет слово ласково :
Стульчик, часы, мальчик, солнышко, окно, рыбка, ложка, платок, огурчик, лимон, камешек, листочек, баночка, сумка.
Игра «Вперёд и только вперёд»
А сейчас, ребята, встаньте в одну шеренгу. Правильно называя слова в заданиях, вы будете делать шаг вперёд. Кто подсказывает – делает шаг назад. Кто же окажется впереди?
Нужно подобрать к слову антоним – слово, противоположное по значению:
взлёт (посадка, умный (глупый, засыпать (просыпаться, день (ночь, молодой (старый, мир (война, толстый (тонкий, жарко (холодно, молчать (говорить, конец (начало, далеко (близко, грязный (чистый, много (мало, храбрый (трусливый, огонь (вода, ругать (хвалить)
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями. Победила дружба.
Сегодня мы с вами играли в слова. Какие игры вам понравились? (ответы) Какие задания были трудными? (ответы)
Русский язык – один из самых трудных в изучении. Так говорят многие иностранцы. И мы с вами это увидели на занятии : как много значений у слов русского языка, как могут отличаться слова в единственном и во множественном числе, как трудно бывает правильно сказать предложение, чтобы было понятно о чём идёт речь.
Будьте внимательны, терпеливы, больше слушайте, запоминайте! И тогда речь ваша будет правильной и богатой. А грамотная речь – главный показатель ума и вашего развития.