Людмила Макарова
Дидактические игры с трёхсложными словами
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры с трёхсложными словами
Среди детей в нашей группе немало страдающих тяжелыми формами сенсомоторной алалии, сочетающейся с теми или иными нарушениями в психической сфере — расторможенностью, аутизмом, общей задержкой развития и др. В зависимости от специфики конкретного случая приходится применять соответствующие методы и игры.
На занятиях мы все время говорим с детьми, простыми короткими словами комментируем то, что делаем, стараясь сохранять постоянные формулировки.
Публикация «Дидактические игры с трёхсложными словами» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2019
У не говорящего ребенка 4-5 лет почти всегда существуют проблемы энергетического плана: либо он гиперактивен, все время куда-то бежит, либо, напротив, необыкновенно заторможен.
В первом случае жизнь ребенка в группе должна быть организована таким образом, чтобы его постепенно успокоить, устранив, насколько возможно, все источники возбуждения.
С некоторыми детьми предпочтительно начинать заниматься в микрогруппах, состоящих из двух-трех детей. Это позволяет педагогу увидеть, готов ли данный ребенок заниматься вместе с другими детьми, способен ли он находиться в относительно большом скоплении людей. В любом случае представляется обязательным, чтобы на каком-нибудь этапе ребенок оказался среди своих сверстников.
Эти игры, являются продолжением предыдущих игр по слоговой структуре слова. На этом этапе можно работать не с одним ребёнком, а с двумя, тремя детьми. Они уже могут слышать ошибки говорящего и в своей речи исправлять их.
1. «Назови, что видишь?» На картине изображены: Полина (Диана, Милана, Галина, пауки, панама, помада, букеты (лилии, ирисы, газета, монеты, макака, бананы, посуда, молоко, лимоны, батоны, овощи, томаты, утюги, утята, сапоги, кубики, машина, кабина, колёса, веники, котята, собака.
Слова проговариваются сопряжённо, отражённо и самостоятельно, это зависит от уровня развития речи ребёнка.
2. «Коллаж», «Собери картинку» Этот лист можно разрезать и работать как с разрезной картинкой, или использовать для работы готовый коллаж. Ребёнку предлагается назвать слова на картинке.
3. «Подбери картинку». Ребёнку предлагается подобрать подходящую по смыслу картинку, назвать слово. Например, пальма – макака, кость – собака, клубок – котята и т. д. Обратите внимание, что ребёнок не должен называть картинки на игровом поле! Ребёнок называет только трёхсложные слова. В этой игре требуется помощь педагога.
4. «Узнай по тени». Ребёнку предлагается узнать предмет по тени и найти его на картинке. Обязательно назвать слово, если трудно его произносить, то повторять слово по слогам за педагогом.
5.«Чистоговорки». Предлагаем ребёнку повторить чистоговорки с опорой на картинки.
6. «Домино». Обязательно проговаривать каждое слово.
7. «Игра-бродилка».
1 вариант. Ребёнок бросает кубик и делает столько шагов, сколько показывает кубик. В конце хода ребёнок называет предмет.
2 вариант (с монетами). Монеты выкладываем на стол «орлом» вверх. Ребёнок вытаскивает монету. Если на монете написана цифра – ребёнок совершает соответствующее количество шагов. Если вытаскивает лестницу – выкладывает лестницу на игровое поле (на ту клетку, на которой находится в данный момент и поднимается по лестнице вверх). Если вытаскивает мышку – выкладывает мышку на игровое поле и спускается по мышке вниз. Грустный смайлик – пропуск хода.
8. «Что купили?» Ребёнку предлагается рассмотреть картинку и назвать, какого предмета нет. Ответ может звучать так: «Нет газеты. Купили газету» и т. д.
9. «Магазин» - игра с фонариком. Предварительно необходимо вырезать картинки подклеть их под изображения коробок. А можно их вкладывать в коробку. Ребёнок повторяет фразу: «Диана купила помаду».
10. «В магазин за покупками» Дети раскладывают картинки для мамы, для дочки, для папы. «Мама купила помаду». Алина купила кубики».
11. «Игра на переключение». Для работы выбирается один из листов и подходящие к нему геометрические фигуры. Пример игры. Ребёнку предлагается запомнить, что треугольник – это бананы, сердце – панама, трапеция - помада. Затем выполняется работа в тренировочном квадрате. Предварительно нужно спрятать изображения предметов за геометрическими фигурами. Ребёнку нужно назвать, что прячется за треугольником, что за квадратом, а что за трапецией. Затем ребёнок самостоятельно заполняет пустой квадрат фигурами и с помощью них называет предметы.
12. Игра «Доббль». Это игра новая и трудная для детей с ОВЗ. Обучение постепенное, по возможностям детей и с большой помощью педагога
Мини-игра № 1. «Разбери башню».
• Цель игры: набрать больше всех карточек;
Мини-игра № 2. «Колодец».
• Цель игры: избавиться от всех своих карточек – не прозевайте;
Мини-игра № 3. «Собери их все».
• Цель игры: набрать как можно больше карточек быстрее остальных игроков.
Вот в такой последовательности, с усложнениями проводятся коррекционная работа по формированию слоговой структуры слова с детьми. А помогают нам игры Евгении Михайловой.