яна низовцева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию речи, активизации словаря.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать совершенствовать диалогическую речь;
- упражнять детей в подборе однокоренных слов.
Развивающие :
- развивать речевую активность;
-развивать понятия о дружбе, друзьях;
-развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Беседа о друзьях и дружбе“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
-воспитывать дружеские взаимоотношения;
-формировать умение договариваться, выходить из конфликтных ситуаций.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц о дружбе и друзьях, дидактические игры, наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы.
Материалы и оборудование: аудиозапись песни «Дружба крепкая», слайды к викторине, слайды о дружбе, книга «Правила дружбы», мяч.
Ход занятия.
Вводная часть. Организационный момент (сюрпризный момент).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливыми … и покажем, как мы приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно.
(Раздается стук в дверь, принесли письмо).
Воспитатель:
-Ребята, сегодня я получила видео сообщение от наших охранников, давайте посмотрим и прослушаем его. (Слайд)
«Внимание, внимание. Тревога! К нашему детскому саду приближается коварная, опасная ведьма Злючка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы они стали злыми и непослушными. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды!»
Основная часть.
Воспитатель: - Да, надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что нам для этого надо сделать?
- Правильно, мы должны показать, как мы умеем дружить. И как себя вести, если вдруг произошла ссора.
– А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает?
- Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко и интересно.
- Ребята, посмотрите на картинки. (Показ слайдов). Как вы думаете, эти дети друзья? Почему вы так решили (Ответы детей).
- Давайте с вами подберём похожие (однокоренные) слова к слову “Друг”. (Друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба).
— Вот сколько слов мы придумали! Замечательно!
- Ребята, а кого можно назвать другом? (Кто делится игрушками, кто никогда не обижает, кто помогает, друг добрый).
- А может ли быть другом взрослый человек? (Папа, бабушка, мама, сестрёнка, брат). Конечно могут, ведь они нас очень любят, заботятся о нас, учат хорошему.
- А как вы думаете, могут ли быть друзьями животные? Например, собака. Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Забота о них согревает.
— Значит, друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые и животные, и любимые игрушки. В группе нас ждут только друзья.
- Давайте с вами поиграем в игру «Угадай, кто мой друг». Кто хочет рассказать о своём друге, не называя его имени. А мы постараемся угадать, кто это. (Несколько человек).
Физкультминутка: «Настроение».
Ребята, встаньте в круг и скажите по секрету, а вы иногда ссоритесь с друзьями? Покажите без слов свое настроение, когда вы обиделись, поссорились. Ой, какие сердитые лица! Настроение плохое. А теперь повернитесь друг к другу и вместе скажем слова примирялки:
(Раз, два, три четыре, пять, начинаем мы играть)
Тому, кто справа, улыбнись,
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай,
Тому, кто слева, руку дай,
Того, кто справа, обними,
Того, кого слева, обними.
Ну вот и закончилась игра.
Мы в группе дружим все. Ура!
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!
(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются). Теперь совсем другое дело.
Воспитатель: вот ребята мы с вами и размялись, а теперь садитесь на стульчики и послушайте внимательно один рассказ, который называется «Урок дружбы». (М. Пляцковский).
Жили два воробья – Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена, но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется,» - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел 10 зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо…Зачем?--- стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел, ты клюй!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверное, прав, - ответил Чик.
Не стал он обижать своего друга Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.
Воспитатель: Ребята, почему Чику стало стыдно?
Дети: потому что он не поделился, а сам склевал зернышки.
Воспитатель: Почему Чик решил не давать пшена из посылки бабушки?
Дети: Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.
Воспитатель: А как поступил Чирик, когда нашел 10 зернышек?
Дети: Он поделился с Чиком.
Воспитатель: почему он так поступил?
Дети: потому, что он хороший, добрый друг.
Воспитатель: правильно, с друзьями всегда надо делиться.
Воспитатель: - Запомните, дети, если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться только одна … (доброта).
– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? (Добрым). Даже пословица такая есть: доброе слово лечит, а злое убивает.
- А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете? Поднимайте руки, кто знает.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба- дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
7. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение.
Игра «Скажи какой?».
Воспитатель:
- Посмотрите, что у меня в руках?
- На что похож мяч? (Солнце, колобок.) Он круглый, давайте и мы сядем в круг. Мы будем передавать мяч стоящему рядом товарищу, при этом называя хорошие качества товарища. (Ты весёлый, добрый и т. п.)
Дети стоят в кругу, первый ребенок передает мяч рядом стоящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т. д.
- Посмотрите, что нас всех связала? (Дружба).
Воспитатель: – А как много книг о дружбе! (Воспитатель проводит викторину.) (Слайды с отгадками).
Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зеленый крокодил Гена и. (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и. (Мальвина)
3. Смешной мишка Вини-Пух и. (Пятачок)
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
6. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их. (Львёнок и черепаха.)
7. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он (Пудель Артемон).
8. Эти звери, вместе дружно восстановили разрушенное жилье. Какая это сказка?
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много.
Воспитатель: - Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями! У меня есть даже специальная книга, где записаны все законы дружбы, а вы знаете какие – ни будь законы дружбы?
Основные законы дружбы.
Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
В беде не оставляйте друзей.
Не обманывайте.
Берегите друзей. Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохо.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Воспитатель: – Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
Подведение итогов.
Воспитатель: - О чем мы сегодня беседовали?
Итог.
Воспитатель:
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить.
А теперь всем вместе предлагаю спеть песню о дружбе, пусть ее услышит ведьма Злючка и никогда не посмеет прийти к нам в сад и поссорить нас.
(исполняют песню «Дружба крепкая).