Татьяна Новицкая
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения Сурикова В. И. «Белый снег пушистый»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования речи у детей, а её недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ре-бенка и в дальнейшем успешного обучения в школе. Заучивание стихотворений является одним из компонентов не только речевого развития, но и является одним из средств ум-ственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Заучивание стихотворения Сурикова В, И, „Белый снег пушистый“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снежинки, снег. Конспекты занятий по развитию речи
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Заучивание стихотворений включает в себя два связанных между собой процесса: слуша-ние поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – са-мостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются спо-собности ребенка.
Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихотворение так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.
Предлагаемое занятие проводится со всей группой детей. На занятии по развитию речи детям среднего дошкольного возраста (4-5 лет) предлагаются различные виды заданий, объ-единенные в один тематический цикл «Зима» и спланированные в игровой форме с исполь-зованием разнообразного наглядного материала, что способствует эффективности деятель-ности по заучиванию стихотворения «Белый снег пушистый» Суриков В. И.
Задачи приоритетной образовательной области:
Учить детей читать стихотворение наизусть. Формировать умение слушать и понимать текст. Формировать чувство рифмы. Закреплять навыки связной речи.
Развивающие задачи :
Развивать доказательную речь, логическое мышление, память. Развитие зрительного внима-ния и восприятия, речевого слуха и памяти, интонационной выразительности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать познавательный интерес и умение эмоционально воспринимать образное со-держание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, по-нимать их значение.
Задачи ОО в интеграции:
- «социально – коммуникативное развитие» : учить детей запоминать стихотворение, читать достаточно громко, с выражением. Развивать память, расширять познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать речь, память, внима-ние, слуховое восприятие.
- «познавательное развитие» : закрепить и уточнить знания детей о признаках зимы.
Предпосылки учебной деятельности:
Формирование умения запоминать стихотворение, читать достаточно громко, с выражени-ем.
Оборудование для педагога: мольберт, картинки с изображением зимы;
Оборудование для детей: краски, кисточки, альбомный лист.
Предварительная работа.
Развивающие игры : «Что бывает зимой?», «Назови ласково», Упражнения на развитие речи : «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Что бывает зимой?».
Речевые гимнастики: «Ветряная мельница», «Снегопад».
Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений о зиме.
Вводная часть
Начало в уголке природы, дети стоят полукругом
- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы прове-дем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давай-те радовать друг друга!
Дети подходят к первому столику.
Ребята, как вы думаете, про какое время года данный альбом?
(правильно осень).
-А кто помнит название осенних месяцев?
-Кто может назвать все времена года?
-Какое время года перед зимой?
Молодцы, всё правильно назвали!
Ребята, посмотрите, рядом лежит еще альбом, но он абсолютно пустуй!
Не догадались, про какое время года будет этот альбом? (ответы детей)
- Конечно же, в этом альбоме мы с вами разместим все наши знания о зиме!
-А для того, чтобы вспомнить все, что мы знаем о зиме, и получить новые знания - пригла-шаю вас на нашу зимнюю полянку.
(дети проходят, присаживаются, воспитатель берёт с собой альбом)
-Зима прислала нам свой портрет и загадала загадку: «Есть у меня три сына, которые управ-ляют погодой зимой. Каждый из них нарисовал свой портрет. Угадайте как зовут моих сы-новей и разложите их портреты по порядку. (декабрь январь февраль; кто правильно угадал выходит к доске, находит нужную картинку и размещает её на магнитной доске)»
Из трёх зимних братьев,
Он первым явился.
Морозом и снегом,
Успел поделиться! (декабрь)
Начинает календарь
Месяц с именем. (Январь)
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (февраль)
Вы отгадали все загадки зимы. А сейчас придумайте определения к слову «зима». Какая она? (холодная, морозная, снежная)
-Ребята, как вы думаете, есть ли стихотворения про зиму?
-Конечно, есть, и сегодня я вас познакомлю с одним стихотворением о зиме, которое назы-вается «Белый снег, пушистый», а написал это стихотворение Суриков Василий Иванович.
-Послушайте внимательно стихотворение :
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Понравилось стихотворение?
Какими словами начинается стихотворение?
Где кружится снег?
Как снег падает на землю?
Когда побелело поле?
Чем принакрылся лес?
Как заснул лес?
Физминутка: «Мороз»
Но вечер приближается разведите руки в стороны
Вьюга начинается покачайте над головой руками из стороны в сторону
Крепчает мороз с усилием сожмите кулаки
Щиплет щеки, щиплет нос пальцами слегка ущипните щеки и нос
Руки стали замерзать потрите ладони
Надо их отогревать подышите на ладони
Вечер приближается
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора разведите руки в стороны
До свиданья! До утра! помашите рукой на прощание
-Ребята, я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повто-ряйте (читаю стих)
-Кто смелый, и расскажет нам выразительно?
(индивидуальные ответы детей 6-8 человек).
Молодцы, все запомнили и сумеете его рассказать дома и друзьям.
-Вспомните, как называется стихотворение?
«Белый снег, пушистый»,
Кто помнит автора этого стихотворения?
Суриков Василий Иванович.
- Какие вы молодцы, ребята! Вот мы и узнали все зимние приметы. Давайте с вами запол-ним наш зимний альбом, для этого нам надо пройти в наш творческий уголок и выбрать не-обходимый материал (дети проходят в уголок ИЗО)
Проходите за стол и нарисуйте кому, что больше запомнилось, и мы вставим наши рисунки в альбом.