Лиана Леонова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Леонова Л. П.
Цели и задачи:
- Закрепить представления детей о перелетных птицах, расширять кругозор детей;
-Уточнять и расширять представление о жизни птиц, в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов);
- Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать двигательную память в ходе выполнения физических пауз, согласовывать движения с речью.
- Воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру.
Ход занятия.
(Дети сидят на стульчиках, воспитатель читает стихотворение)
Возвращаются певцы.
От полуденных лучей,
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький,
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд,
Занялись устройством гнёзд :
Носят, носят в домики
(Г. Ладонщиков)
-Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети:- Мы будем говорить о птицах.
(На доску вывешивается плакат с изображением птиц : ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, кукушка.)
- Верно. А почему их называют птицами?
Дети:- У птиц есть клюв, крылья, тело покрыто перьями.
- Верно. Дети, мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Какие это птицы?
Дети:- Это перелётные птицы.
- Почему их называют перелётными?
Дети:- Эти птицы прилетают к нам из далёкого края.
- Молодцы. А в какое время года прилетают к нам птицы?
Дети:- Птицы прилетают весной.
- Почему весной?
Дети:- Весной тает снег, водоёмы, становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.
Воспитатель:- Верно. Покажите на картинке ту птицу, которая прилетает весной первой.
(Ребёнок показывает)
Воспитатель:- Назовите эту птицу.
Дети:- Это грач.
Воспитатель:- Правильно. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей.
Воспитатель:- А вслед за грачами возвращаются в родные края скворцы. Покажите на картинке скворца. Весной прилетает много разных птиц, давайте отгадаем про них загадки:
1. Угадайте, что за птичка, Темненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка).
3. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома. Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. (Аист).
4. Кто на елке, на суку Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку!» (Кукушка).
5. Птица медленно плывет, Словно белый теплоход. Горделива и красива, Терпелива и пуглива. (Лебедь). (Дети показывают на плакате птиц, которых называют).
2Воспитатель:- Ребята, посмотрите, что делают птицы, когда прилетают к нам весной?
( Воспитатель показывает картинку-подсказку: дерево с гнёздом)
Дети:- Птицы вьют гнёзда.
- Верно. А для чего птицы вьют и строят гнёзда?
Дети:- Для того, чтобы выводить птенцов.
- Молодцы. Перелётные птицы вьют свои гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.
Игра «Чьё гнездо?»
(На столах лежат карточки. Дети с помощью стрелок должны показать какая птица и где стоит гнезда.)
ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.
ЛАСТОЧКА строит гнездо под крышей дома.
ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.
ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо около воды, в траве.
СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.
У КУКУШКИ нет гнезда. (Воспитатель напоминает детям, что кукушка откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.)
-Весной у всех птиц появляются птенцы. Птицы заботятся о своих малышах.
-Как они это делают? (Выкармливают, учат летать, охраняют от врагов).
Игровое упражнение «У кого кто?»
- У грача – грачонок - грачата.
- У утки – утёнок – утята.
- У лебедя – лебедёнок – лебедята.
- У соловья – соловьёнок – соловьята.
- У журавля – журавленок – журавлята.
- У кукушки – кукушонок – кукушата.
- У аиста – аистёнок – аистята.
- У скворца – скворчонок - скворчата.
-Можно ли разорять гнезда? Почему?
(Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим чудесного пения птиц).
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели («улетают», садятся).
Игра: «Будь внимателен»
(Я сейчас буду перечислять название птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами)
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы : голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
Прилетели птицы : голуби, синицы, цапли и ужи, чайки и моржи.
Прилетели птицы : голуби, синицы, палки, стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Упражнение «Скажи одним словом».
-Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? (длинноногий).
У аиста длинный клюв, он (длинноклювый).
У ласточки длинный хвост, она (длиннохвостая).
Ласточка любит тепло, она (теплолюбивая).
У ласточки острые крылья, она (острокрылая).
Сова спит днём, а охотится… (ночью).
Утка серая, а лебедь… (белый)
У синицы хвост короткий, а у ласточки. (длинный).
Итог:
Ребята, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
Как называются птицы, которые прилетают к нам весной? О каких перелетных птицах мы говорили? Что нового узнали?
О
Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно
слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!