Ольга Пчелинцева
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание предметов посуды»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Ласточка» ЗАТО городского округа
Звёздный городок Московской области
Конспект
По образовательной области: «Коммуникация»
в средней группе по теме :
«Описание предметов посуды»
Составила: воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский
сад «Ласточка»
Пчелинцева О. И.
Цель: развитие всех компонентов речи, практическое овладение нормами речи.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Описание предметов посуды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные задачи:
- учить понимать проблему и решать её, аргументировать свои ответы, используя ранее полученные знания;
- учить составлять описание предметов посуды, опираясь на графическую схему;
-активизировать словарь детей названиями предметов посуды и глагольной лексикой;
-упражнять в образовании родительного падежа имен существительных множественного числа, образовании слов суффиксальным способом.
Развивающие задачи :
- закреплять навыки правильного произношения;
- развивать фонематическое восприятие;
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к посуде;
- воспитывать взаимопомощь.
Методические приё мы:
Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графической схемы, развивающие игры на развитие фонематического восприятия, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.
Материалы:
Графическая схема описания посуды, иллюстрации с изображением посуды, предметы посуды, сказочный персонаж кукла – бабушка Федора и ворона, карандаши, альбомные листы с изображением посуды.
Литература: О. С. Ушакова, Е. М, Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения». Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2010г.
О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г.
Ход занятия:
1. Мотивация.
На стуле сидит ворона.
Воспитатель:
К нам сегодня в гости прилетела (ворона). Что-то она у нас грустная, может она нездорова?
Поздоровайтесь с гостьей. Когда мы говорим «здравствуйте», то желаем (здоровья).
Дети здороваются с вороной.
Ворона:
Здравствуйте, ребята. В нашем лесу появились необычные звери. Они так стучат, звенят, гремят, что у меня разболелась голова.
Воспитатель:
Что это за звери, вы, догадались?
Не про этих ли зверей ты говоришь?
Ворона:
Вот они звери. (Показывает на посуду).
Воспитатель:
Ворона, это не звери, а предметы посуды, которые тебе назовут сейчас ребята.
(дети называют предметы посуды)
Как все эти предметы назвать одним словом?
Ворона:
А почему они так звенели? (они железные)
Ворона:
Вы говорите, что это посуда, а почему у неё есть хвосты и уши?
(показывает на ручки кастрюли, половника)
Дети:
Это не уши и хвосты, а ручки.
Ворона:
А какие ещё есть детали у посуды?
(Крышка, носик)
Воспитатель:
Ребята, расскажите нашей гостье, для чего нужна посуда?
Ворона:
Ребята, мой любимый звук Р. А вы знаете слова с этим звуком?
(ответы детей)
Ворона: Как интересно с вами, сколько нового я узнала. У меня и голова перестала болеть. Полечу я отдыхать. А вы посуду верните тому, кто её потерял.
Воспитатель:
Улетела наша ворона. Ребята, а каких ещё зимующих птиц вы знаете?
(воробьи, синички, голуби, снегири)
Ребята, нам надо узнать, чья же это посуда? А поможет нам эта записка.
Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!
Догадались, чья это посуда? Посмотрите, не идет ли к нам бабушка Федора?
Появляется кукла бабушка Федора.
Федора:
Здравствуйте, ребята! Вы мою посуду не видали? Вот моя посуда, только не хочет она ко мне возвращаться. Что же делать?
(ответы детей)
Правильно, её надо помыть.
Я сейчас же всю посуду перемою.
(прячется за ширмой)
2. Описание посуды.
Воспитатель:
Да, за посудой надо ухаживать : мыть её, вытирать, обращаться с ней аккуратно. Посуда вернется к бабушке Федоре лишь тогда, когда она будет чистой и мы с вами её опишем. А поможет нам вот эта схема.
Для примера первым описывает воспитатель, а потом дети.
Федора:
Всю посуду перемыла. А вот мой любимый чайник.
3. Динамическая пауза.
Воспитатель:
А мы знаем стихотворение о чайнике. Мы его расскажем и покажем:
Привет, я чайник - руки вверх, помахать ими
Большой и толстый. - руки на пояс, наклоны вправо, влево
Вот моя ручка, - правую руку на пояс
А вот мой носик. – левую руку вверх – рывки руками
Если буду кипеть,
Я буду свистеть. – повороты кругом
С печки меня возьмешь, - наклон вперёд
Чаю себе нальёшь. – садятся на свои места
4. Игра на расширение словаря.
Воспитатель:
Давайте расскажем бабушке Федоре, какая бывает посуда.
Если стакан из стекла, какой он (стеклянный)
Тазик из меди (медный)
Ваза из хрусталя (хрустальная)
Ложка из металла (металлическая)
Тарелка из фарфора… (фарфоровая)
Воспитатель:
Давайте попросим посуду что-нибудь приготовить.
(Кастрюля, свари мне, пожалуйста, суп.)
(Пожарь, сковорода, котлеты.)
(Половник, налей мне компот.)
(Чашка, напои меня чаем.)
Федора:
Ах, какие молодцы, и посуду мне нашли и вернуть её помогли, а какие вы умные…
Воспитатель:
Наши ребята ещё умеют хорошо говорить.
5. Игра на развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия.
Воспитатель:
Повторяйте за мной:
ГРОМКО: Ар – ар – ар – вот закипел самовар.
ТИХО: Ку–ку - ку – я заварку принесу.
ГРОМКО: Щу – щу – щу – и вас чаем угощу.
5. Игра на словообразование имен существительных родительного падежа во мн. числе.
Федора:
А я вас хочу пригласить в гости. Только вот не знаю, как стол накрыть. Поможете мне ребята?
Воспитатель:
Конечно, поможем.
Бабушке Федоре дадим одну ложку, (чашку, тарелку, а на столе лежат много (ложек, много чашек, много тарелок)
Сахар надо насыпать в (сахарницу)
Хлеб положить в (хлебницу)
Салфетки положить в (салфетницу)
Конфеты положить в (конфетницу)
Соль в (солонку)
Масло в (маслёнку)
Федора:
Спасибо, вам ребята! Мне с вами было очень интересно: вы и посуду описывать умеете, и всё о посуде знаете. А мне пора возвращаться домой. До свидания!
Воспитатель:
Ребята, а давайте сделаем подарок для бабушки Федоры. Когда она опять придёт к нам в гости, мы ей подарим то, что сейчас нарисуем, но сначала поиграем с пальчиками.
7. Пальчиковая гимнастика.
«Посуда»
Из тарелок как один,
Суп мы ложками едим.
Вилкой кушаем котлеты,
Ножик режет нам омлеты.
8. Практическое задание «Посуда»
На развитие мелкой моторики рук. Дети проходят за столы, выполняют задание: закрашивание предметов посуды.
9. Рефлексия
Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо работали.
Вам понравилось занятие?
Что нового узнали?