Алина Александровна Журено
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В лес по грибы и по ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о грибах;
- учить различать съедобные и несъедобные грибы;
- совершенствовать грамматический строй речи, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и подбор слов – действий (глагол).
Развивающие:
- развивать активный словарь детей (названия грибов)
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „В лес по грибы и по ягоды“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Средства реализации: корзина для грибов; картинки с грибами; муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, бледная поганка).
Предварительная работа:
- чтение стихов;
- отгадывание загадок о грибах;
- беседа о дарах леса, о приметах осени;
- рассматривание иллюстраций грибов.
Словарная работа: грибница, грибники, лес, гриб, ножка, шляпка, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, белый гриб; ягода, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, душистый.
Методические приёмы: сюрпризный момент, создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок, гимнастика для глаз, подвижная игра.
Ход образовательной деятельности:
I. Вводная часть:
Дети сидят полукругом на стульях
Воспитатель: Ах, какой красивый дом! Угадайте, кто живёт в нём?
Дети: Дом бабушки и дедушки.
Воспитатель: Да, вы правильно ответили. Дом бабули и дедули вы приметили.
- Вот дедуля печку натопил
И бабулю попросил
Чтобы пирожков из ягод и грибов она напекла
И начинки в пирожки побольше положила.
А бабуля дедуле отвечает:
- Нет, я в лес не пойду, а то ещё я упаду.
- Вы ребята, помогите!
Вы, в лесочек сходите.
Грибочков, ягод наберите.
Воспитатель: Ребята, поможем бабушке и дедушке?
Дети: Да, поможем бабушке и дедушке в лес сходить, грибов и ягод собрать.
Воспитатель: Итак, сейчас мы в лес пойдём и гостинцев бабуле и дедуле принесём. Что в лесу мы будем собирать?
Дети: Грибы, ягоды.
II. Основная часть:
Прогулка по лесу.
Физкультминутка «Вот дорожка, в лес идёт»
Мы идем сегодня в лес. (дети идут по кругу)
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел (встряхивают кистями)
Это очень хорошо. (хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать (приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (грозят пальчиком)
Украшай весенний бор.
Добрый лес, старый лес. (дети идут по кругу)
Полон сказочных чудес!
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе. А чтобы вам было поудобнее присядем на пенёчки. (стульчики)
Воспитатель: У пригорка на дорожке
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Белый гриб – большой и важный.
Воспитатель: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?
Дети: Шляпка коричневая.
Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?
Дети: Ножка белая.
Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?
Дети: Люди, которые собирают грибы.
Воспитатель: До чего же хороши
В красных шляпках крепыши!
Я их рано поутру
Под осиной соберу.
Воспитатель: Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.
Воспитатель: Что есть у подосиновика?
Дети: Ножка и шляпка.
Воспитатель: Какого цвета шляпка?
Дети: Шляпка красная.
Воспитатель: А ножка?
Дети: Ножка белая с черными.
Воспитатель: Перед нами еще один гриб.
Воспитатель: Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Растет под березой.
Воспитатель: Под берёзой впереди –
Подберёзовик, гляди,
На высокой стройной ножке…
Ножка в крапинках немножко!
Воспитатель: Чем он отличается от подосиновика?
Дети: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.
Воспитатель: Вот красавицы лисички.
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко.
Воспитатель: Кто скажет, почему эти грибы так называются?
Дети: Они рыжие, как лисички.
Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили на полянке?
Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.
Воспитатель: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными. В лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.
Воспитатель: Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный мухомор!
Посмотрите, как выглядит мухомор.
Дети: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.
Воспитатель: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами.
Воспитатель: Вот еще один ядовитый для человека гриб.
Бледнолицые поганки
Бродят стаей по полянке.
С ними я играть не буду.
Обойду и позабуду.
Воспитатель: Почему нужно обходить эти грибы стороной?
Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.
Воспитатель: Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы – поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт.
Воспитатель: С какими грибами мы познакомились?
Дети: Съедобными и несъедобными.
Дидактическая игра «Собери грибы»
На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.
Белочка: Посмотрите, сколько грибов на полянке! Дети, помогите мне собрать съедобные грибы.
Воспитатель: Находить грибы не сложно.
Брать их нужно осторожно.
Хорошо их надо знать,
Что б поганок не набрать.
После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел.
Воспитатель: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?
Дети: Съедобные грибы.
Воспитатель: Какие грибы остались на полянке?
Дети: Несъедобные, ядовитые.
Воспитатель: Давайте назовем их.
Дети: Мухомор, бледная поганка.
Игра малой подвижности (с мячом) «Соберём семейку»
- Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб». Будем бросать мяч и подбирать слова.
- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)
- Как можно назвать большой гриб? (грибище)
- Как называют суп из грибов? (грибной)
- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)
- Как называют корешки грибов? (грибница)
- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)
- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)
Воспитатель: В лесу растут не только грибы. Что вы видите на картинках?
Дети: Это лесные ягоды.
Физкультминутка «По ягоды»
Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)
Много клюквы нашли (наклоняются, собирают ягоды)
Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)
Много брусники нашли (наклоняются, собирают ягоды)
Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)
Много черники нашли (наклоняются, собирают ягоды)
Мы шли-шли-шли (маршируют по кругу)
Много земляники нашли (наклоняются, собирают ягоды)
Раз, два, три, четыре, пять (маршируют по кругу)
Воспитатель: А теперь присядьте за столы, вы видите корзинки. Я буду загадывать загадку, а вы сложите в неё нужные грибы. Так я узнаю насколько вы были внимательны.
***
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Эти желтые сестрички
Называются.
(Лисички)
***
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
***
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
(Белый гриб)
***
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберезовик)
***
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - …
(Подосиновик)
***
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …
(Мухомор)
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Куда мы ходили?
Дети: Мы ходили в лес.
Воспитатель: Что вы собирали бабуле и дедуле в лесу?
Дети: Мы собирали грибы и ягоды.
Воспитатель: Какие грибы собирали?
Дети: Подосиновик, подберезовик, лисички, опята, белые грибы.
Воспитатель: Какие ягоды?
Дети: Землянику, чернику, малину, клюкву, бруснику.
Воспитатель: Отправляемся к бабуле и дедуле с гостинцами.
- Бабуля и дедуля говорят вам большое спасибо!
Воспитатель: Теперь бабуля может испечь пирожки. А также может сварить варенье, компот, джем и засушить ягоды.