Елена Данилина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада №69 «Ладушки», воспитатель: Данилина Е. Е.
Тема: Звуковая культура речи (звук /ж/)
Программное содержание:
1. Упражнять детей в отчётливом произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
2. Развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;
3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.
4. Расширять и систематизировать словарный запас детей.
5. Учить различать на слух слова с определенным звуком.
6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.
7. Развивать тонкую моторику и кинетические навыки;
8. Способствовать развитию координации речи с движением;
Оборудование: картинки: баклажан, еж, лягушка, жираф, кошка, морж, лошадь, мышь; кружки синие и зеленые; два домика; игрушки змеи, жука и кошки.
Ход образовательной деятельности
1. Воспитатель подходит к детям, в руках у него красивая корзинка и предлагает отгадать загадки.
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя.
По земле ползёт … (змея) (достаёт из корзины змею)
А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).
А теперь отгадайте другую загадку:
В темноте летает кто-то,
Издавая громкий звук.
Кто там спорит с самолётом?
Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из корзины жука)
А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).
Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)
Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)
Молодцы. Давайте присядем на стулья и будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый).
Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове: (жаба, груша, жало, мышь)
2. Пальчиковая игра «Машина».
БИ-БИ-БИ – гудит машина. (Ладонью стучим по левому кулачку)
ТУК-ТУК-ТУК – мотор стучит. (Стучим кулачком о кулачок)
ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ (Рулим руками)
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу, (Трём ладошки друг о друга)
ШУ-ШУ-ШУ – они шуршат.
Быстро крутятся колёса, (Делаем вертушку)
ТА-ТА-ТА вперёд спешат!
3. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите зеленый кружок.
Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.
4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся!
Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)
Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)
Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)
И жужжу, жужжу, жужжу…
На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)
Приседаю, выпрямляюсь.
Ручки в пояс, ножки врозь
Ножки прямо, ножки – вкось!
Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)
Надоела всем. А ж-ж-жалко!
5. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».
У меня в руках картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, возьмет картинку, покажет всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети) .
6. В заключении ещё немного поиграем. Хотите?
Отгадайте сначала загадку:
Он – весёлый, как ребёнок.
Серый, ласковый… (котёнок) .
Правильно! А кто у котёнка мама? (кошка)
Посмотрите, я принесла с собой кошечку, маму того самого котёнка. Сейчас я её расположу вот так… (положить кошку на стул). Где находится кошка? (на стуле). А сейчас? (правильно, под стулом). А теперь? (за стулом). Молодцы! А если я кошку расположу вот так? (перед стулом) .
Скороговорка: «Слишком много ножек у сороконожек».
Итог: Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?
Что вам понравилось? Теперь ваш язычок стал намного сильнее и быстрее.
Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи.