Марина Рябова
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с звуком [М], [М`] и с буквой «М» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема занятия Знакомство с звуком [м], [м`] и с буквой Мм
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
1. Выделять звук [м], [м`] в процессе звукового анализа;
2. Определять звук [м], [м`] на слух, находить его местоположение в слове;
3. Соотносить звук и обозначающую его букву;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Знакомство с звуком [М], [М`] и с буквой „М“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Находить буквы М, м в текстах.
1. Планирование деятельности на занятии.
2. Слушать и слышать воспитателя.
3. Выполнять задание под руководством воспитателя.
4. Работать в паре, группе.
5. Оценивать свою деятельность на занятии. 1. Проявлять желание научиться читать самостоятельно;
Основные понятия, изучаемые на занятии Звук, согласный твёрдый и мягкий звук, слог, ударный слог, буква, заглавная буква, строчная буква.
ЭТАП 1 Актуализация знаний
Цель: создание настроя на работу, проверка готовности к занятию, повторение изученного материала.
Деятельность воспитателя
-Ребята, какую букву мы прошли с вами на предыдущем занятии?
-Какой звук обозначается этой буквой?
Задание:
- Назовите слова, в которых вы слышите звук [п], [п`].
-Прослушайте предложения и скажите, в каких словах звук [п] слышится твёрдо, а в каких мягко.
Папа купил Пете пенал. У Веры папка и пластилин. А Лене купили куклу. Павлику кисти и краски. Деятельность детей
Букву Пп
Звук [п], [п`].
Ответы детей.
Слышится твё рдо: папа, папка, пластилин, Павлик.
Слышится мягко: Петя, пенал, купили.
ЭТАП 2. Целеполагания и планирования
Цель: мотивировать на изучение нового материала
Деятельность воспитателя
Предлагает сформулировать тему занятия, определить его цель.
- Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься сегодня на занятии?
- А чему вы должны научиться?
Деятельность детей
Формулируют тему занятия, определяют цель.
Изучим новый звук и букву, будем читать с этой буквой слоги, слова, предложения.
Мы должны научиться делать слого-звуковой анализ с новым звуком, научимся читать слоги, слова, предложения с ним.
ЭТАП 3."Открытие" нового знания
I.Знакомство со звуком «М» «м`»
1.1 Беседа по картинке азбуки.
Деятельность воспителя
-Отройте азбуку на странице 88-89.
-Что вы видите на картинке?
- Теперь откройте азбуку на странице 90.
-Что вы видите на картинке?
-А что делает девочка?
-А когда люди умываются?
-А что делает кот?
-Молодцы!
- Давайте составим предложение по этой картинке.
Деятельность детей
Город Москва, кремль, золотые и разноцветные купала, флаг России, зелёные деревья, часы.
Кот, девочка, зеркало, умывальник, кран, вода, мыло, полотенец, зубная щётка.
Умывается
Утром и вечером
Тоже умывается
Девочка моет руки мылом.
1.2 Слого – звуковой анализ слов ДОМ, СЕМЬ с опорой на слух.
- Откроем стр. 89.
-Что изображено под буквой М.
-Давайте произнесем слово ДОМ по слогам.
-Сколько слогов в этом слове?
-Почему?
-Из скольких звуков состоит это слово?
-Какой звук вы слышите в конце слова ДОМ?
-Произнесите его.
-Как он звучит?
-Как мы обозначим первый звук?
-Второй звук?
-Третий?
- А теперь произнесём слово СЕМЬ по слогам.
-Сколько слогов в этом слове?
-Почему?
-Из скольких звуков состоит это слово?
Нет, ребята, в слове СЕМЬ три звука, так как последняя буква ь не обозначает звука, его мы с вами пройдём позже.
-Какой звук вы слышите в конце слова СЕМЬ?
-Произнесите его.
-Как он звучит
-Как мы обозначим первый звук?
-Второй звук?
-Третий?
-Давайте нарисуем схемы слов, ДОМ СЕМЬ и «позовём наши слова».
Ответы детей:
Дом и цифра семь.
Произносят слово.
Один.
Потому что в слове один гласный звук.
звук [м]
из трёх
[м]-твёрдо звучит в конце слова ДОМ.
синим треугольником
красным треугольником
синим квадратом
Произносят слово.
Один.
Потому что в слове один гласный звук.
из четырёх
звук [м`]
[м`]- звучит мягко в конце слова СЕМЬ.
зелёным треугольником
красным треугольником
зелёным квадратом
Учащиеся начинают чертить схему слова в тетради и ставят ударение.
1.3 Слого – звуковой анализ с опорой на схему.
-Какому слову соответствует первая схема?
- А эта?
Докажите.
слову ДОМ
слову СЕМЬ
1.4 Выделение нового звука.
-Какой звук вы слышите в конце слова ДОМ?
- А в конце слова СЕМЬ? Ответ детей: звук[ м ]
звук[ м `]
1.5 Артикуляция нового звука.
-Давайте вместе произнесём звук [м]
-Как мы произносим этот звук?
- А теперь произнесем звук [м `]
- Как мы произносим этот звук?
Помогает детям ответить на вопросы.
- Повторяйте за мной предложения:
У нас урок.
- Вот, Рома, мел.
Рома написал мелом слова: мама, Москва, мир.
Мы все написали : мама, Москва, мир.
-Какие звуки вы слышите в этих предложениях чаще других?
нужно сомкнуть губы без напряжения.
немного мягче, чем звук [м], нужно сомкнуть губы и не размыкать.
звук [ м ] и [ м`]
1.6 Узнавание звука в словах.
Игра «Хлопни в ладоши два раза, если Дети хлопают в ладоши.
услышишь звук [м], и один раз если услышишь
звук [м`]».
Мяч, мел, молоко, команда, мебель, зима,
миска, имя, команда.
1.7 Подбор слов с новым звуком.
-Подберите свои слова со звуком [м],
а потом со звуком [м`]. Ответы детей: мама, мак, маска, морж,
яма.
минута, мир, мята, метель.
ЭТАП 2. Знакомство с буквой «М».
2.1 Показ карточек с буквой М.
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
Вот качели –
Буква М!
Здесь качаться можно всем!
(Выставляется карточка с изображением буквы «М»).
2.2 Понятие заглавной и строчной буквы М.
Маша моет руки мылом.
М м м м
2.3 Установка буквы «М» на ленту букв.
ЭТАП 3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
ЭТАП 4. Применение нового знания.
-Ребята, давайте прочитаем рассказ Дети читают рассказ и отвечают на
«Мурка» на стр. 91 вопросы.
-Почему слова Марина и Мурка пишутся с
Заглавной буквы?
- Теперь прочитаем рассказ «Кролики».
-Расскажите, что делали Максим и Ира?
-Откройте в азбуке страницу 92 и
Прочитайте рассказ «Кто кем станет?
- А вы кем хотите стать?
- Прочитайте рассказ «Лото» на стр. 93.
Отгадайте слова и придумайте с ними
предложения.
- В каких из составленных слов есть
буква М? Рамы, мыло, молоко.
-Откройте стр. 88.
- В каких словах встречается буква М? Мир, мало, уметь.
4.1 Словарно- логические упражнения.
-Выполните задание:
- Как можно назвать одним словом данные
слова: стул, стол, шкаф, диван, кровать? Мебель
-Какой звук вы слышите в начале слова
твёрдый или мягкий? мягкий
ЭТАП 5. Рефлексия.
Подводит итоги занятия.
Дети отвечают на вопросы, дают
- С каким новым звуком познакомились? оценку своей деятельности на занятии.
- Что узнали об этом звуке?
-Что особенно запомнилось на уроке?
-Что усвоили? Что нет?
- Занятие окончено.