Маторина Светлана Николаевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Животные жарких стран»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
Тема: Животные жарких стран
составил учитель-логопед:
Маторина С. Н.
Цель занятия : активизация речи детей, совершенствование навыка составления описательного рассказа по плану
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Образовательная: Уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран». Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных). Автоматизация правильного звукопроизношения. Дифференциация сонорных звуков Р-Л.
Развивающая : Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, навыков слогового анализа, тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательная: Воспитание доброжелательности, активности, самостоятельности, навыков сотрудничества
Планируемые результаты: активизация речи детей, совершенствование навыка составления описательного рассказа по плану и словообразование
Виды детской деятельности:
Слушание, рассказывание, рассуждение, манипуляции с разрезными картинками, с игрушками, игра в мяч
Методы и приемы реализации содержания занятия :
Наглядные - рассматривание игрушек животных, мнемотаблица, фон с дикими животными, иллюстраций джунглей
Практические – дидактические упражнения и игры, исследовательско - поисковая деятельность.
Словесные – использование художественного слова, рассказ, поисковые вопросы, беседа, сюрпризный момент
Материалы. Раздаточный материал:
Запись звуков джунглей, игрушки животных - жираф, тигр, носорог, зебра, крокодил, слон, чудесный мешочек, мемотаблица, фон с дикими животными, разрезные картинки с изображением животных жарких стран
Предварительная работа: посещение зоопарка, цирка с родителями, просмотр телепередач и видео роликов о животных жарких стран, мультфильмов «Маугли», «Золотая антилопа», иллюстраций, альбомов животных жарких стран. Чтение рассказов: «Слон» Л. Толстой, «Мангуста» Б. Житкова, «Носорог», «Бегемот» Е. Чарушина. Разучивание пальчиковой гимнастики «Зеленый попугай»
Словарная работа: хищник, джунгли, саванна, клык, добыча, охота, охотиться, настигать, бросаться, питаться, хищный, травоядный, плотоядный
Ход занятия
Организационный момент
Дети встают в круг. Выполняют дыхательную гимнастику. Ближе к окончанию гимнастики звучит запись звуков джунглей. (Сначала тихо, затем все громче и громче)
Логопед: Вы слышите? Что это может быть? Неужели мы с вами попали в ….?
Дети: это звуки, звуки животных, джунглей.
Логопед: Правильно. Мы с вами оказались в джунглях. Давайте внимательно послушаем, голоса, каких животных мы слышим?
Дети: я услышал, как трубит слон
А я слышал рычание тигра
Мне кажется, я слышал рычание льва
Были слышны крики обезьян
Логопед: А где все эти животные обитают? Где находятся такие леса? Чем они отличаются от лесов нашей страны? А чем они питаются? А какие они? А они приносят человеку пользу? (рассматривание изображений джунглей). Почему вы так думаете?
(затем логопед читает стихотворение, ребенок на ощупь находит соответствующее животное в чудесном мешочке и выставляет игрушку животного на стол)
В жарких странах носороги
Просто ходят по дороге.
Мокнут в речке бегемоты.
Львы выходят на охоту.
Крокодилы, обезьяны,
Зебры-жители саванны.
И тропические птицы….
Есть чему тут подивиться!
Основная часть
Логопед: Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас. А что нам поможет составить красивый рассказ?
Дети : картинка, план, таблица
Логопед: правильно, нам поможет мнемотаблица. (достает мнемотаблицу и показывает детям). Как мы по ней будем рассказывать?
Дети: Нужно назвать животное. Сказать где оно обитает. Потом описать его: рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем он питается.
Дети составляют 2- 3 рассказа.
Логопед: Молодцы. Хорошо у вас получилось. А теперь давайте поиграем в игру «Кто самый внимательный». Посмотрите внимательно на наших животных в их названии спрятался звук Р и звук Л. Девочки возьмут себе животное со звуком Р, а мальчики возьмут себе животное со звуком Л.
Дети разбирают игрушки
Логопед: Кто у тебя Вова? (слон) Какой звук спрятался в слове слон? (звук л) А где он спрятался? (в середине слова). Давайте прохлопаем слово слон вместе (хлопают) сколько слогов в слове? (один). Как мы назовем его ласково?
Дети: жираф, тигр, носорог, зебра
Логопед: Здорово у вас получилось. Молодцы. А не пора ли нам вспомнить про нашего попугая Жака, он ведь тоже живет…. где? (дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику)
Попугай зеленый Жак (маршируют)
Носит с фалдами пиджак,
Носит желтую манишку (похлопывают себя по груди)
И пушистые штанишки. (похлопывают себя по бедрам)
Он летает и считает. (загибают по одному пальцу)
И болтает и читает.
На все руки он мастак.
Наш веселый, добрый Жак (ставят руки на пояс и прыгают на двух ногах)
Логопед берет мяч и кидает ребенку.
Логопед: Жак добрый, а крокодил…
У жирафа шея длинная, а у бегемота….
У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…
У слона большие уши, а у зебры….
У бегемота широкая спина, а у зебры….
Логопед: Молодцы, но посмотрите на наших животных (показывает фон с дикими животными, на котором видны только части животных) Мы так расшумелись в джунглях, что напугали их обитателей и они спрятались от нас, но мы можем видеть их части тела. Расскажите, что вы видите, кто там спрятался и где.
Дети:
Я вижу крокодилий хвост. За камнем спрятался крокодил.
Я вижу обезьянью голову. Под листиком спряталась обезьяна.
Я вижу слоновье туловище. За папоротником спрятался слон.
Я вижу тигриные лапы. За кустом спрятался тигр.
Воспитатель: хорошо, молодцы. А кто еще мог спрятаться от нас в джунглях? Возьмите пакетики с разрезанными изображениями животных и попробуйте собрать обитателей джунглей
Дети садятся за стол, и в паре собирают изображения животных жарких стран. Логопед спрашивает индивидуально: Какое животное вам досталось? Где оно живет? Травоядное оно или хищник? Кто у него детеныши? Какое оно? Что умеет делать? Посчитай свое животное до пяти.
Заключительная часть
Логопед: вот и закончилось наше путешествие по джунглям. Каких животных мы с вами встретили? В какие игры мы поиграли? Что вам больше всего понравилось? А на следующем занятии мы с вами познакомимся с необычным обитателем джунглей, который уметь говорить по человечески, подумайте кто же это может быть?