Карасева Наталья
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Загадочный космос»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Загадочный космос».
Задачи:
[/b]
«Познавательно-речевое развитие» :
- создать условия для активизации словарного запаса по лексической теме: «Космос», учить образовывать сложные слова.
- расширять кругозор детей и словарный запас, учить употреблять в речи антонимы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Загадочный космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.
- учить составлять деформированные предложения и предложения по схеме.
«Коммуникативно-личностное» :
- побуждать детей включаться в совместную со взрослым деятельность;
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности;
«Художественно-эстетическое развитие» :
- обогащать творческий потенциал ребёнка.
Ход занятия:
1. Зашифрованное слово
Ребята, сегодня мы будем разговаривать о чем – то важном и интересном. А чтобы узнать тему занятия вы должны решить небольшой ребус. Здесь зашифровано слово, а чтобы его прочесть, надо поставить все буквы по порядку от 1 до 6.
Получилось слово космос. Значит, о чем пойдет сегодня речь? О космосе.
2. Послушайте загадку :
Стремительно мчится
Ученая жар-птица.
Тело — броня,
Хвост — из огня.
Команду с Земли
Услышит вдали
И чётко приказ
Исполнит тотчас.
Как смерч, налетит
И цель поразит.
Жар-птицы повадки
Развить без оглядки.
Кто управляет ракетой?
Каждый ли человек может стать космонавтом?
Какими качествами должен обладать человек чтобы стать космонавтом?
3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Воспитатель читает стихотворение «Космонавт» В. Степанова.
В темном небе звезды светят,
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Ребята, как раз об этом я приготовила для вас рассказ. Хотите послушать?
Космос - это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры.
Земля - это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна - это облака, снег и лед. Суша - это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой.
Земля - это единственная известная нам обитаемая планета. Люди, растения и животные могут жить на Земле потому, что она не слишком горячая и не слишком холодная. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Они необходимы всем живым организмам.
Вопросы:
Что такое космос?
Что движется в этом пространстве?
Как называется планета, на которой мы живем?
Как она выглядит из космоса?
Чем покрыта большая часть Земли?
Что обозначают белые пятна?
Чем покрыта суша?
Почему люди, животные и растения могут жить на Земле?
Для чего нужны вода и воздух?
Ребята, а какие вы знаете планеты?
Ребята, на занятие с вами я несла с собой слова, но уронила их, и они рассыпались. Из- за этого в них образовались ошибки. Помогите, пожалуйста, мне их исправить!
4. Дидактическая игра «Исправьте ошибки в названиях планет».
Слова: Венеря, зюмля, маср, упитер, сатур.
Ребята, а давайте представим, что на других планетах кто-то живет, как они будут называться?
5. Дидактическая игра «Кто, где живёт?».
На земле - землянин, на марсе - марсианин, на луне - лунтик, лунатик; на иных планетах - инопланетянин.
6. Дидактическая игра «Опиши инопланетянина».
Много и ног - многоногий; много и рук - многорукий; много и глаз - многоглазый; много и ушей - многоухий; много и хвостов - многохвостый.
Ребята, я знаю много космических слов, где одно длинное слово состоит из двух коротких. Я вам буду называть длинное слово, а вы скажите из каких слов оно получилось.
7. Дидактическая игра «Сложные слова».
Планетоход - ходит по планете,
космолёт - летает в космос,
луноход - ходит по Луне,
звездолёт - летает к звёздам,
звездопад - звёзды падают,
марсоход - ходит по марсу.
8. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Далёкое путешествие - близкое путешествие; тяжёлый груз – лёгкий груз; сложная задача - простая задача; длинная дорога - короткая дорога; восход –заход; север –юг; свет – тьма; холод –жара; ночь- день; всходит –заходит; восток –запад, улетать- прилетать; взлетать – приземляться; яркий- тусклый У
Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети, (дети маршируют)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)
А потом руки вниз. (опускают руки)
Раз, два, три, потянись. (тянутся)
Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу)
9. Дидактическая игра «Составь предложение».
Из центра управления получен сигнал. Надо его расшифровать.
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.
10. Составить предложение по схеме.
Составляют предложения из 3-4 слов на тему «космос»
11. Итог занятия
Ребята, что вы нового узнали сегодня?
Какая игра вам больше понравилась?
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались, перечислить игры и задания, а затем оценивает работу каждого ребенка.
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер,
Плавать лучше всех на свете.
Приседать и вновь вставать
И гантели поднимать.
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты!