Екатерина Козина
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Обучение пересказу с использованием графических схем по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
2. Развитие навыков планирования пересказа текста.
3. Формирование у детей активного зрительного и слухового контроль правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.
4. Активизация и обогащение словаря по теме «Насекомые».
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе, Обучение пересказу с использованием графических схем по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Сказки, стихи, детская литература
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
5. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: чтение художественной литературы,познание. Коммуникация.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: рассматривание иллюстрации; беседа; подбор графических схем (моделирование); лексико – грамматические упражнения по тексту; чтение стихотворения; загадки; чтение рассказа; сюрпризный момент.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением насекомых. Графические схемы для пересказа, кроссворд, текст загадок, адаптированный текст, мольберт, магниты, организационный момент, сюрпризный момент (воздушный шарик, волшебная коробка).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
• Чтение рассказа В. Бианки «Первая охота»;
• Изучение лексической темы «Насекомые»;
• Лексико – семантическая работа:
насекомые - самая большая группа очень маленьких животных на Земле;
гусеница – этап развития бабочки;
загадочная – неясная, непонятная;
крошечная – очень маленькая;
едкая – жидкость, которая щиплет;
замереть – перестать двигаться;
пальнуть – выстрелить;
забиться – спрятаться;
притаиться – спрятаться, замереть;
отличать – видеть разницу.
Работа с графическими схемами.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Части речи Слова, сложные
по семантике Слова, сложные по слоговой структуре
Существительные насекомые,
гусеница кузнечик, гусеница, насекомые, бомбардир
Прилагательные Загадочная, крошечная, едкая Загадочная, крошечная
Глаголы Замереть, пальнуть, забиться, взвизгнуть, притаиться, отличать Посмотреть, разбирать. схватить, вытянуться, взвизгнуть, спрятаться, останавливаться
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент: развитие внимания, памяти, логического мышления.
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево-вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись.» (садятся на стульчики)
Сюрпризный момент: (играет мелодичная музыка)
- Интересно, откуда льется такая чудесная мелодия?-вношу необыкновенный воздушный шар, привязанный к коробочке
- Ребята, посмотрите какая красивая коробочка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней.
- Не открывается, наверно надо сказать волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова?
Речевая разминка (дети говорят волшебные слова - пожалуйста, ахалай - махалай, абра - кадабра и др.) – коробочка открывается.
- Ребята, здесь картинки. Хотите узнать, кто на них изображен?
Тогда попробуйте отгадать загадки:
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,.
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
На поляне, зноем опаленной,.
Спрятался в траве скрипач зелёный.
Он сидит и на зелёной скрипке
Песенку выводит без ошибки
(Кузнечик)
Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть имеет много ножек,
Бегать всё равно не может.
(Гусеница)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь.
(Жук)
- Ребята, вы отгадали все правильно загадки, а как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, гусеницу, жука (ответ детей).
- Правильно («Насекомые»)
2. Подготовка к восприятию текста. Развитие слуховой памяти. Активизация предметного словаря по теме.
- Ребята, послушайте стихотворение и выделите из текста название насекомых.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое увидишь, друг!
Личинку тащит муравей
Спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
3. Чтение рассказа. Формирование действий целенаправленного восприятия и анализа текста.
- Ребята, сейчас я прочитаю вам интересную историю про маленького щенка, которую рассказал В. Бианки в своём произведении
«Первая охота» (слушают).
Выбежал щенок на луг, посмотрел вокруг, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, по воздуху бабочки летают. Бросился щенок ловить их. И вдруг – спрятались все.
Зелёные кузнечики в зелёной траве притаились. Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, - не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.
Один крошечный Жук – бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется. Догнал его щенок, хотел схватить, а Жук – бомбардир остановился, да как пальнёт в него летучей едкой струйкой – прямо в нос попал!
Взвизгнул щенок, хвост поджал. Да в свою конуру убежал и спрятался.
4. Беседа по тексту. Развитие диалогической речи. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
- А сейчас я буду задавать вам вопросы по тексту, внимательно слушайте и полным ответом отвечайте:
Куда выбежал щенок? (Щенок выбежал на луг.)
Кого он увидел на лугу? (Он увидел на лугу насекомых.)
Что делали кузнечики, гусеницы, бабочки? (Кузнечики в зелёной траве прыгали, гусеницы по веткам ползали, бабочки по воздуху летел.)
Что случилось с насекомыми, когда щенок бросился их ловить? (Все насекомые спрятались.)
Где притаились кузнечики? (Кузнечики в зелёной траве притаились.)
Где замерли гусеницы? 9Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличить.)
Как спрятались бабочки? (Бабочки сели на деревья, крылья сложили, не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.
Кто не испугался щенка? (Крошечный Жук – бомбардир не испугался щенка.)
Как Жук – бомбардир защищался? (Жук остановился и пальнул в щенка летучей едкой струйкой – прямо в нос попал)
Что сделал щенок от испуга? (Щенок взвизгнул, хвост поджал, да в свою конуру убежал.)
4. Физминутка:
«Бабочка»
Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. (считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладошки)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
Задень, за два и за месяц. (шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками – крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчики)
5. Дидактическая игра «Подбери признак». Актуализация словаря по теме «Насекомые», закрепление навыка подбора признаков к предметам.
- Ребята мы сейчас поиграем с вами в игру, которая называется
«Подбери признак». Я буду называть насекомого, а вы должны его описать, т. е. дать характеристику:
Кузнечик какой? (зелёный, длинноногий, поющий, стрекочущий, стройный, усатый, весёлый, крылатый, звонкий.)
Бабочка какая? (нарядная, пёстрая, красивая, разноцветная, легкокрылая, порхающая. Большая, маленькая.)
Гусеница какая? (толстая, неуклюжая, лохматая. Зелёная, медлительная неповоротливая, большая, маленькая.)
6. Игровое упражнение «Отгадай кроссворд». Развитие внимания, памяти. Логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Насекомые.»
- нужно назвать изображенного здесь насекомого и вписать его название по порядку так в клеточки, чтобы в вертикальном столбце получилось слово – их общее название («Насекомые».)
7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной памяти.
- Я сейчас прочитаю еще раз рассказ. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
9. Составление графического плана рассказа. Формирование логической цельности речи.
- Ребята, в коробочке ещё что то есть, давайте посмотрим. Здесь схемы. Надо выстроить по порядку схемы так, чтобы мы могли составить правильно рассказ.
10. Пересказ рассказа по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.
- Дети пересказывают рассказ по цепочке, парами, индивидуально.
11. Итог занятия. Дифференцированная оценка деятельности детей.
- Ребята, занятие подходит к концу, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (с рассказом «Первая охота».)
- Кто его написал? (его написал Виталий Бианки.)
-А что мы еще делали на занятии? (отгадывали загадки про насекомых, слушали стихотворение, отгадывали кроссворд, составляли рассказ по схемам.)
- Вы сегодня молодцы. А в волшебной коробочке вам угощенье.