Татьяна Вафина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Осень»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Осень»
Цель: Создание условий для развития связной речи детей по теме «Осень».
Задачи:
Образовательные:
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц, насекомых, рыб и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие :
- развивать творческое воображение, внимание, память, мышление, восприятие;
- развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключённое художником в картине;
Речевые:
- развивать монологическую речь, умение рассуждать, делиться впечатлениями;
- обогащать активный словарь детей по теме «Осень», используя определения и образные выражения, подбирать прилагательные к заданному существительному;
- развивать умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений; развивать доказательную речь;
- совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных глаголов, употребление существительных в родительном падеже, распространение предложений прилагательными, образование качественных прилагательных);
- развивать умения составлять описательный рассказ по натюрморту с опорой на мнемосхему.
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
- прививать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- формировать интерес к предметам художественного искусства.
Предварительная работа:
Беседа о приметах осени, наблюдение сезонных изменений на прогулке, заучивание стихов об осени, рассматривание репродукций картин об осени, работа с мнемосхемами, слушание музыки.
Материалы и оборудование:
Репродукция картины И. Ф. Хруцкого «Натюрморт», запись отрывка из музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень», пособие В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», мнемосхема описания натюрморта, листья от осенних деревьев с обозначениями объектов живой и неживой природы.
Организация занятия : традиционная.
Ход занятия:
Воспитатель:
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь,
Улыбнуться вам не лень?
Дети: -Нет!
Воспитатель:
Дружно скажем: «Добрый день! Добрый день! Очень, очень добрый день!»
Дети:
Добрый день! Добрый день! Очень, очень добрый день!
Воспитатель: Есть загадка у меня, если мы отгадаем ее, то узнаем, о чем сегодня будем говорить.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Воспитатель: Вспомните, что об осени говорят поэты. Какие стихи вы об осени знаете?
Дети: «Улетают журавли далеко за край земли,
За поля и за луга, за высокие стога.
В платье ярко-золотом ходит осень над ручьём,
Листья по небу летят, журавлей догнать хотят!»
«Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее».
Воспитатель:
- Какие стихи по характеру? (грустные, печальные, тоскливые, унылые, невеселые, жалостливые)
- не только поэты писали об осени, но и композиторы. Предлагаю послушать отрывок из музыкального произведения. (звучит отрывок из «Времена года. Октябрь» Чайковского П. И.)
- Какая по характеру музыка? (медленная, плавная, печальная)
- Что вам представлялось, когда вы слушали эту мелодию? (листья опадают, ветер дует, дождь идет). А это все признаки какого времени года? (осени)
- Предлагаю игру «Назови и передай». Лист осенний я беру, вопрос вам задать хочу.
-- листья осенью что делают? – листья осенью желтеют, краснеют, сохнут, опадают, кружатся.
-дождь осенью что делает? – дождь осенью моросит, идет, стучит, капает.
- урожай осенью что делают? – урожай осенью убирают, собирают.
- ветер осенью что делает? – дует, обрывает листья, качает ветки…
- без чего не бывает осени?
Дети: Осени не бывает без дождя, без листопада, без холода, без сапожек, без луж…
Воспитатель: Молодцы!
Детям предлагаются осенние листья с обратно стороны схематическое изображение объекта природы (капли дождя, солнце, тучи и т. д., насекомое, рыба, птица, растение, животное)
Воспитатель: Осень приготовила вам листья. Назовите кому какой листок достался? ( дети отвечают: у меня лист от дуба – дубовый, от клёна – кленовый, от осины – осиновый, от рябины – рябиновый, от берёзы – берёзовый.)
- Листья приглашают нас в волшебный «Фиолетовы лес», чтобы осень пришла и туда. На обратной стороне осеннего листа символ, он обозначает о ком или о чем вы нам расскажете и украсите наш волшебный лес. Объединитесь парами те, у кого одинаковые листья. Милана, что у тебя изображено?
- У меня изображена неживая природа.
Дети выкладывают признаки происходящие осенью в неживой природе и рассказывают.
- Осенью день становится короче, а ночь – длиннее. Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной, чаще идут дожди. Поздней осенью, в октябре у нас, даже выпадает снег. По утрам бывает туман или заморозки, иногда лужи покрыты тонкой корочкой льда. На опавших листьях появляется иней. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди. Начинает дуть холодный осенний ветер.
Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь?
Дети: мы будем говорить о растениях.
Дети выкладывают признаки осенних изменений, происходящих в растительном мире.
( К растительному миру относятся: деревья, кустарники, трава, цветы, грибы.) Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад. Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света. В лесу созревает брусника, клюква, орехи. Появляются грибы, потому что очень сыро. А цветы наоборот вянут,засыхают.)
- Что же происходит осенью в жизни зверей? Дети выкладывают на ковре диких животных согласно рассказу. (Животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Все лето они накапливают жир, осенью готовят себе место для спячки. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк, суслик, бобер. Зимой этими запасами могут пользоваться и другие их братья. Осенью звери линяют. Меняют летние шубки на зимние, более теплые. На лапах у животных отрастает жесткий мех, и размер лап становится больше, чтобы легче было передвигаться по снегу).
-Что же происходит у водоемов? Дети выставляют обитателей водоемов на ковре.
-Земноводные (лягушки, жабы, змеи) и рыбы опускаются на дно водоемов или под нависшие берега. Они перестают активно двигаться. Главное чтобы водоем не промерз. Рыбы опускаются на дно рек, озер. И там зимуют. На глубине теплее и сытнее.
- Насекомые Зимой не ползают и не летают, они находятся в состоянии спячки. Таких зимующих насекомых можно найти под корой деревьев, в почве, дуплах. Они становятся личинками или куколками
Дети продолжают рассказы и рассаживают птиц перелетных и зимующих в «Фиолетовом лесу».
- Птицы перелетные улетают Осенью в теплые края. Первыми улетают насекомоядные птицы, так как солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше. Это скворцы, ласточки, грачи, стрижи. Затем улетают водоплавающие. Гуси, утки, журавли. Остаются оседлые. Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки. Это воробьи, голуби, вороны. С Севера или из леса прилетают кочующие птицы: снегири, совы, синицы. Когда кончается корм на их родине, они перекочевывают к нам.)
Воспитатель:
- Вы правильно все сказали, природа готовится к отдыху. И растения, и животный мир изменяется почему? (все потому, что не хватает солнечного света и тепла)
Человек тоже грустит. Но ведь осень это еще и щедрая пора. Чем угощает нас осень? ( своими дарами: овощи и фрукты, ягоды и грибы, хлебом и крупами). Предлагаю вам превратиться в грибников.
Физкультурная минутка:
«Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Вот какая щедрая осень, изобильная, богатая. И об это нам говорит художник Иван Фомич Хруцкий. Взгляните на репродукцию его картины. Как называются такие полотна. (Натюрморт).
Взгляните, что изобразил художник в центре натюрморта? (ярко красное яблоко) Посмотрите какое оно? (круглое, толстощекое, толстопузое, сочное, сладкое, медовое, зрелое, гладкое, блестящее, румяное, сахарное, наполненное солнцем и теплом, внутри маленькие зернышки. здесь самое яркое, самое главное, украшаю весь натюрморт.)
Слева от яблока лежат два Ореха. Два друга. Развалились, раскатились, красуются. Какие они? (коричнево – шоколадный орех, спелый, круглый, скорлупка шероховатая, твердая. Внутри вкусные ядра, крупные, душистые, спелые, вырос под южным солнцем и наполнен силой.)
Сверху художник изобразил гроздь винограда. Прорисовал каждую ягодку. (спелый, сочный, зрелый виноград, ягодки наполнены соком, солнцем, душистый, сладкий как мед, плоды золотого, янтарного, медового, зеленоватого цвета, округлые по форме. Гладкие с тонкой шкуркой, через нее даже видно косточки. Я здесь самый сладкий. И украшаю натюрморт.)
И здесь же художник изобразил лист от лозы винограда. (яркий, зелено-желтый, как живой, символ жизни, не только ягоды, но и листья виноградные очень красивые. Прописал все прожилки, все клеточки листа. Его солнышко согревало, дождик поливал.)
Какое настроение у вас когда вы смотрите на этот натюрморт? (веселое, радостное, счастливое)
Какие краски художник использовал для этого? (яркие, теплые)
А теперь давайте немного пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что оказались внутри нашего натюрморта. Кем бы вы захотели стать из героев того натюрморта, что чувствовали бы, о чем думали бы? Кто здесь самый главный герой (ответы детей) Описание картины.
Я думаю теперь вы убедились, что осень не только навевает грусть и печаль о прошедшем лете, но и радует нас своими дарами. Вы прекрасно описали персонажи натюрморта. И поняли это. К осени можно относиться по-разному. Смотря, с какой стороны взглянуть.
Мы сегодня очень много говорили об осени, а что вам больше всего запомнилось на нашей встрече? Что вы для себя нового узнали? Что было для вас интересного?
Ответы детей.