Анна Тарасенко
«В мире диких животных». Конспект занятия по развитию речи у детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Задачи:
1. Образовательная: продолжать расширять словарь по теме «Дикие животные»; продолжать закреплять знания о диких животных и их детёнышах, названий жилищ;
- продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы; закрепить умение отгадывать загадки, подбирать слова-антонимы, подбирать прилагательные к существительным;
- продолжать совершенствовать умение составлять из частей целое; продолжать упражнять в образовании сложных прилагательных в отгадывании кроссворда и определении первого звука и обозначении его буквой;
2. Развивающая: продолжать развивать внимание, связную речь, познавательный интерес, любознательность, фонематический слух и слуховое восприятие; развивать память, мышление, общую моторику.
3. Воспитательная: продолжать воспитывать любовь к животным и заботу о них; воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Словарная работа: лисий, волчий, беличий, заячий, берлога, логово, нора, дупло; тонколапая, длинноухий, рыжехвостая, короткохвостый, остроносый, косоглазый, длинноногий
Оборудование и материалы: загадки о диких животных; картинки с изображением диких животных, разрезные картинки с изображением диких животных, картинки к игре «Чей хвост?», кроссворд, картинки с изображением различных предметов.
Предворительная работа:
Детей: чтение худ. литературы, рассматривание картин с изображениями диких животных.
Воспитателя: подготовка оборудования, чтение дополнительной литературы, написание конспекта.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия
Этапы занятия Содержание занятия Примечание
I Вводный этап Сюрпризный момент:
В: Ребята, давайте с вами отгадаем загадки.
1. В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)
2. Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадёт. (Лиса)
3. Иголки лежали, лежали, да под куст убежали. (Ёж)
4. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц)
5. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
6. Хозяин лесной просыпается весной
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
7. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день.
Называется…. (Олень).
В: Молодцы, скажите о ком были эти загадки? (Дети перечисляют). Какие это животные? (Дикие животные). Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных, вспомним всё, что знаем о них. Дети сидят на своих местах за столами.
Загадывание загадок.
II Основной этап В: Для начала давайте с вами вспомним, на какие два вида подразделяются дикие животные? (На травоядных и хищных). В: Почему животных называют травоядными? (Потому что они питаются травой, кореньями деревьев, ветками деревьев). Хищными? (Потому что они питаются мясом).
В: Молодцы, у вас на столах лежат картинки, нам с вами нужно эти картинки с животными разделить на хищных и травоядных. Сначала говорим, как называется это животное, потом
говорим хищное оно или травоядное и почему. Вы готовы? (да)
Переверните картинки.
В: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний».
Я называю ряд животных, вы внимательно слушаете и называете мне то животное, которое лишнее и объясняете почему.
В: Корова – волк – лиса – медведь. (Лишняя корова, потому что она домашнее животное; а волк, лиса и медведь – дикие).
Заяц – кошка – собака - лошадь. (Лишний заяц, потому что он дикое животное; а кошка, собака и лошадь - домашние).
Волк – лиса – еж – заяц. (Лишний ёж, потому что он колючий, а волк, лиса, заяц покрыты шерстью).
Лиса – медведь – собака – дятел. (Лишний дятел, потому что он птица, а лиса, медведь, собака – животные).
В: Молодцы ребята, вы справились с эти задание очень хорошо!
В: Мы с вами знаем, что каждое животное, отличается друг от друга своими
характерными особенностями. Сейчас один из вас выйдет к доске, возьмёт картинку с изображением животного, назовёт его характерные особенности, а остальные должны будут догадаться, какое животное изображено на картинке. (Например:серый, злой, голодный (волк). (3-4 ребёнка).
В: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать физминутку, встаём и проходим на ковёр, делаем круг и слушаем внимательно.
Физминутка «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
В: Молодцы, проходим на свои места. У вас на столах лежат разрезанные картинки. Нужно собрать картинку и назвать, какое животное у вас получилось. (Дети по парам самостоятельно выполняют задание).
В: А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение». Я вам говорю предложение, а ваша задача его закончить и сказать правильно последнее слово в предложении.
Заяц зимой белый, а летом (серый).
У зайца хвост короткий, а уши (длинные).
Заяц пушистый, а ёж (колючий).
Медведь дикий, а кошка (домашняя).
Медведь сильный, а заяц (слабый).
Ёж спит днём, а охотится (ночью).
Ёж маленький, а медведь (большой).
Белка живёт в дупле, а лиса (в норе).
В: Молодцы ребята! Ребята послушайте пословицы и объясните мне как вы понимаете эти пословицы: «белку ловить, ножки отбить». Как вы понимаете эту пословицу? (Белка быстрая, шустрая, ловкая, её невозможно поймать).
«Ежа без рукавиц не удержать». (Он колючий и его голыми руками не возьмёшь).
В: Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко». Я сейчас вам буду читать стихотворение «Кто, где живёт?», а вы добавите слово, подходящее по смыслу.
- Медведь живёт (в берлоге).
- Лиса живёт (в норе).
- Волк поселился (в логове).
- А белочка (в дупле).
- Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком (сидит,
И хвостик его маленький
От страха чуть (дрожит).
В: Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Если у лисы лапы тонкие, то она какая – тонколапая,
У зайца уши длинные – длинноухий,
У белки рыжий хвост – рыжехвостая,
У медведя короткий хвост – короткохвостый,
У ежа острый нос – остроносый,
У зайца косые глаза – косоглазый,
У лося длинные ноги – длинноногий.
В: Хорошо ребята, давайте поиграем ещё в одну игру называется она «Назови семью».
-Мама-лиса, папа-лис, детёныш – лисёнок, много детёнышей – лисята;
-волчица, волк, волчонок, волчата;
-мама - белка, папа – белка, бельчонок, бельчата;
-зайчиха, заяц, зайчонок, зайчата;
-лосиха, лось, лосёнок, лосята;
-медведица, медведь, медвежонок, медвежата.
В: Молодцы! А сейчас я хочу предложить вам разгадать кроссворд. С помощью различных предметов я зашифровала названия разных животных. Для того чтобы разгадать название зашифрованного животного, вам необходимо узнать, на какой звук начинается изображённый на картинке предмет и назвать букву, которая обозначает этот звук. Я впишу буквы в кроссворд. И когда вы угадаете всех животных, то посередине выйдет главное слово. Например: (Бабочка, Ель, Лампочка, Кошка, Арбуз = БЕЛКА.).
В: Вы готовы (да)
Молодцы ребята, со всеми заданиями справились.
III Заключительный этап В: Скажите мне пожалуйста о чем мы сегодня с вами разговаривали? (ответы детей)
Каких животных мы вспомнили (ответы детей)
Молодцы, за ваши старания я дарю вам медальки и расскраски диких животных.
Подведение итогов занятия, поощрение детей.