Серых Наталья Юрьевна
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Пришла весна» по Л. Н. Толстому в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучить детей связному последовательному пересказу текста с опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Основные задачи:
- Образовательные: учить детей целостно и эмоционально воспринимать произведения с природоведческим содержанием; учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; формировать умение работать в коллективе;
-Развивающие : развивать у детей зрительную и слуховую память, мышление, грамматическую, диалогическую и связную речь.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Пересказ рассказа „Пришла весна“ по Л, Н, Толстому в средней группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Толстой Л.Н.
- Темочки
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение выслушать собеседника, воспитывать уверенность.
Оборудование и материал:
Демонстрационный материал: игрушка - Мишка, демонстративные картины с изображением «Весна» и «Дети играют возле ручья», опорные графические - схемы, дощечка, кувшин с водой, таз, деревянная лодочка.
Раздаточный материал: цветные лодочки на «петельках», картинки «Раскрась по точкам лодочку», солнышки.
Средства ТСО : ноутбук.
Методы и приё мы:
Словесный : слушание стихотворения, чтение рассказа «Пришла весна» Л. Н. Толстого, беседа, пересказ.
Наглядный: рассматривание портрета Л. Н. Толстого, дощечка, рассматривание демонстрации глаголов «потекла», «пустить».
Игровой: игра «Подуй на лодочку», физ. минутка «Лодочка», игра «Раскрась по точкам».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Весна».
Знакомство со схемами (с опорными графическими изображениями) к рассказу. Наблюдения в природе.
Ход ООД: Коммуникативная игра «Здравствуй, солнце золотое!»
(воспитатель с детьми)
Здравствуй, солнце золотое, На уровне груди делают руками круг - солнышко
Здравствуй, небо голубое! Поднимают руки к небу
Здравствуй, вольный ветерок, Качают над головой руками
Здравствуй, маленький дубок, На уровне груди сжимают - кисти рук
Мы живем в родном краю, Хлопают в ладоши
Всех я вас приветствую! Показывают ладошки на уровне груди.
I. Вступительная часть: (Дети стоят в кругу)
Сюрпризный момент: (Воспитатель держит игрушку - Мишку)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите и послушайте.
- Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!
Мишка:
Без забот и без тревоги,
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, конечно, видел сны.
Воспитатель: - Вдруг проснулся косолапый.
Слышит - каплет.
Мишка: - Вот беда!
В темноте пошарил лапой,
И вскочил - кругом вода!
Воспитатель:- Ребята, почему, это случилось?
( Ответы детей: потому что наступила весна, солнце пригревает и ярче светит, снег тает, кругом вода, бегут ручьи и т. д.)
II. Основная часть:
-Да, ребята, на улице наступила весна. (Демонстрация картины «Весна»)
-С наступлением весны природа оживает, просыпается всё живое. У ребят поднимается весёлое настроение. Все мы рады весне, а особенно дети.
- А во, что можно поиграть весной, когда кругом много ручейков, луж?
(Можно поиграть с корабликами и с лодочками). (Демонстрация картины «Дети играют возле ручья»)
- Давайте поиграем вместе с мишкой в игру «Подуй на лодочку» (в кругу)
Попрошу вас пройти и сесть на стульчики и послушать небольшой рассказ, что произошло с детьми возле ручья.
• Чтение рассказа.
- Ребята, я вам прочитаю небольшой рассказ, он называется «Пришла весна», а написал его Лев Николаевич Толстой. (Демонстрация портрет писателя). Это великий русский писатель. Он написал много произведений для детей.
Итак, слушаем внимательно рассказ, чтобы вы затем, мне его смогли пересказать.
Пришла весна.
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали…
Словарная работа:
-Ребята, выражение «Пришла весна» как можно сказать по-другому?
(Наступила весна.)
- А вы знаете, что такое дощечки?
(Это кусочки дерева, это полоски дерева)
- Правильно. Это кусочки дерева, из которого можно сделать любую форму, например, вот такую. (Демонстрация - дощечки)
Ребята, а сейчас я покажу, что значит «потекла», «пустили».
Беру кувшин с водой и под наклоном переливаю воду в прозрачную емкость.
Комментирую, что вода потекла.
Беру емкость с водой и деревянную лодочку и опускаю на воду и дую на неё.
Комментирую, что вот так дети пускали лодочку.
- А сейчас ребята, побеседуем по содержанию рассказа, отвечайте мне полным предложением.
- Какое время года наступило? (Наступила весна.)
- Что взяли дети? (Дети взяли дощечки).
- Что сделали дети из дощечек? (Дети сделали лодочку.)
- Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)
- Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла по воде.)
- Что делали дети? (Дети бежали за ней.)
- Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу)
Физ. минутка «Лодочка»
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок).
Плывут рыбки тут и там.
- Попрошу вас ребята, пройти и сесть за столы.
• Повторное чтение рассказа. (По ходу чтения прикрепляю графические схемы к доске).
– Ребята, я вам сейчас еще раз прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте и запоминайте, а чтоб вы могли мне его пересказать, помогут вам в этом графические схемы.
Нужно рассказать рассказ по - порядку. (Первый рассказ по цепочке)
- Вспомним главное правило красивой речи : «Говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим»
Второй и третий – индивидуально.
- Ребята, а теперь с помощью вырезанных солнышек покажите, вам показалось, это грустный или забавный рассказ? Почему?
( У детей на столах лежат картинки солнышко: с одной стороны - с улыбающимся солнышком - веселым, а на обратной стороне - с грустным.)
- Что мы можем посоветовать детям, чтобы они больше не падали в лужу?
-Мишке очень понравилось, как вы пересказывали рассказ. Он принес вам
картинки «Раскрась по точкам лодочку». (Дети закрашивают цветными карандашами лодочку).
-А теперь нам пора прощаться с мишкой. Ему надо возвращаться в лес.
III. Подводится итог ООД: дети рассказывают, что им запомнилось, что им было интересно делать на занятии.
- Молодцы, ребята, ничего не забыли. Давайте посмотрим ещё раз на портрет, кто это? (Лев Николаевич Толстой)
- Как называется рассказ? («Пришла весна»)
- Вам понравился рассказ? (Ответы детей)