Ольга Алексеева
Конспект занятия по развитию речи «Театр — волшебная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
по теме: «Театр – волшебная страна».
Цели: Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Театр — волшебная страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Образовательные: Закрепить знания о термине театр, продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, гардероб, сцена и т. д., продолжить знакомить с правилами поведения в театре.
Развивающие : развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки; развивать словарный запас, диалогическую и монологическую речь; побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу; воспитывать готовность понимать другого человека и сопереживать ему; вызвать интерес к театральной деятельности, формировать чувство успешности для каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, каждый год 27 марта во всём мире отмечают День театра. Вы знаете, что такое театр? (ответы детей).
Театр – это особый вид искусства, который объединяет литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. В переводе с греческого языка слово «театр» обозначает «место, где происходят зрелища». А ещё можно сказать, что театр – это особый прекрасный мир творчества, чудес и волшебства.
Театр – волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!
Воспитатель: Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие в театральный мир, давайте вспомним, какие существуют правила поведения в театре. (Дети по очереди называют правила) И так, давайте закрепим: в театр нужно приходить опрятными, чистыми, аккуратными, в красивой одежде; верхнюю одежду необходимо сдать в гардероб, обязательно нужно приобрести билет, нельзя шуметь, кричать, ругаться, громко разговаривать, перед началом представления необходимо отключать мобильные телефоны.
Воспитатель: Молодцы, правила поведения хорошо запомнили. А теперь давайте вспомним, какие постановки можно увидеть в театре? (Ответы детей). Правильно, в театре показывают различные спектакли, сказки, оперы, балет. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые работают в театре, участвуют в постановках? (ответы детей). Правильно – это актёры. А вы бы хотели попробовать себя в роли актёров? Я открою вам один секрет. Профессия актёра очень сложная, она требует большой подготовки, терпения, много сил. Во-первых, актёры должны красиво и правильно говорить. Речь должна быть понятной, громкой, слова нужно произносить чётка и внятно. Давайте мы с вами сейчас потренируем дикцию, поучимся красиво и правильно говорить. Слушаем внимательно первое задание. Вы должны повторять за мной последние слоги в стихотворении. Начинаем!
Задание 1:
Повторить последний слог в последнем слове. Повторять громко, чётко проговаривать звуки и выделять их.
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
Су – су – су – было холодно в лесу.
Ас – ас – ас – у нас свет погас.
Ос – ос – ос – на поляне много ос.
Усь – усь – усь - на лугу пасётся гусь.
Цо – цо – цо – на руке кольцо.
Цы – цы – цы – поспели огурцы.
Ец – ец – ец – очень вкусный огурец.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Аш – аш – аш – у Вовы карандаш.
Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.
Ча – ча – ча – горит в комнате свеча.
Чу – чу – чу – молоточком я стучу.
Оч – оч – оч – наступила ночь.
Ща – ща – ща – мы несём домой леща.
Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.
Воспитатель: С первым заданием вы справились хорошо. Слушаем второе задание. Настоящий актёр театра должен уметь без слов – с помощью мимики и жестов, общаться. Сейчас вы тоже попробуете изобразить действие, которое я буду называть, только с помощью жестов. Начинаем!
Задание 2:
Представьте мимикой и изобразите походкой: Встревоженного кота; Грустного пингвина; Зазнавшегося петуха; Злого пса; Радостного цыплёнка.
Представьте, что вы клоун в цирке, и изображаете: Канатоходца; жонглёра; акробата.
Покажите, как танцевала Золушка, когда: гладила бельё; мыла посуду; подметала пол.
Изобразите танец: цапли, курицы, пингвина, вороны.
Воспитатель: Это задание было посложнее, но вы, ребята, молодцы, справились и с ним! Настоящие актёры театра должны ещё уметь хорошо танцевать. Давайте попробуем и мы выполнить танцевальное задание – разминку. А то что-то мы совсем засиделись.
Задание 3: дети танцуют под песню «Если нравится тебе, то делай так», повторяют движения за воспитателем.
Воспитатель: Отлично у нас получается танцевать! Мы отдохнули, повеселились, а теперь пора выполнять следующее задание. Актёры должны отлично показывать театральные этюды. Этюд - это небольшая сценка, упражнение для развития актёрской техники. Сейчас мы с вами и будем развивать актёрскую технику – разыграем этюд.
Задание 4: Этюд «Вкусные конфеты».
Цель: передать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость)
Ход: у девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает коробку по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают фантик и угощаются. По лицам детей видно, что угощение вкусное.
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы! Все задания выполнили на отлично! Теперь можно и попробовать себя в роли настоящих актёров. Сейчас мы разыграем с вами сказку-экспромт, которая называется «В тридевятом царстве».
Задание 5: слушать ведущего, который читает текст. Без слов выполнять свою роль.
Сказка – экспромт «В тридевятом царстве»
Действующие лица: король, королева, дочь Василиса, служанка Рамона, солнце, травка, деревья, птички, ручеёк, ураган, Иван царевич.
В Тридевятом Царстве, распрекрасном государстве
Жили были Царь и Царица, кто у нас царь и царица? (вызываем двух человек)
Царь и Царица очень любили свою доченьку Василису Прекрасную, (Кто у нас Василиса Прекрасная?
Как они любили свою дочку покажите! (обнимаются)
У Василисы была служанка Рамона. (Кто служанка Рамона)
И Рамона любила Василису, (покажите, как она её любила!)
В один день Василиса Прекрасная со своей служанкой Рамоной пошли погулять.
Идут, а солнце сияет (кто у нас Солнце, как оно сияет)
Травка зеленеет, (кто Травка и как она зеленеет)
Деревья шелестят (.)
Птички поют (.)
А Василиса со своей служанкой Рамоной гуляют (как,
Тут на поляне увидали пенёк/скамейку (кто пенёк)
Василиса устала и села на пенёк, а солнце сияет, травка зеленеет, деревья шелестят, птички поют, ручеёк (кто ручеёк и как он журчит
Тут откуда не возьмись Ураган, (кто.)
Налетает Ураган и похищает Василису Прекрасную, унося её с собой.
Служанка Рамона в слёзы, прибегает к царю и царице, падает на колени и говорит: «Прости царь батюшка, не досмотрела!»
Царь и Царица загрустили, так они любили свою доченьку,
Царь подумал, подумал и говорит: «Кто освободит Василису прекрасную, получит пол царства, пол трактора и пол лимона!» (ну а актёры должны ещё раз сказать)
Как раз мимо проезжал Иван Царевич (кто., на своём коне, (кто.) услышал и вызвал в бой Урагана / Кощея
Ураган налетел, а Иван Царевич его своей Саблей (кто.)
Победил Иван Царевич Ураган,
Царь и Царица развеселились, обняли свою доченьку Василису Прекрасную, выпили они с Иваном Царевичем чайку с тортиком, подарили пол царства и стали ездить на пол тракторе.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Воспитатель: всем актёрам громкие аплодисменты!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами окунулись в прекрасный мир театра, вы выполнили много сложны и интересных заданий, и поняли, что на самом деле профессия актёра театра очень сложная, но интересная. Давайте теперь каждый из вас поделится своими мыслями, что он узнал на занятии.
Упражнение «театральная шляпа»
Цель: обобщение знаний, полученных в ходе занятия
Ход: дети встают в круг, по очереди одевают на голову шляпу цилиндр и рассказывают, что они узнали на занятии, понравилось ли им, что было сложно.
Воспитатель: Ребята, всем спасибо! Занятие окончено.
Список использованной литературы:
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.
2. Родина М. Т. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т. ] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
3. Интернет - ресурсы.